Виктор Васюкевич: «Нет такого художника, который бы достиг совершенства» SPEKTR.BY

Сколько времени уходит на одну картину, сложно ли изобразить свет и
почему свои работы художник часто называет эзотерической живописью. Об этом и не только в интервью корреспонденту SPEKTR.BY рассказал Виктор Васюкевич.

Для интервью мы договорились встретиться на площади Якуба Коласа, где сейчас проходит выставка «Художник и город. Золотая коллекция белорусской живописи», посетить которую можно до 9 сентября.

Так уж получилось, что первым интервью начал Виктор, едва мы только познакомились, спросив с сияющей улыбкой, что я вижу на одной из картин. После таких вопросов кажется, что художник не только пишет абстракцию, но и абстракциями мыслит. И есть в этом доля правды. Еще вернемся к разговору о классической школе живописи.

Мы присели на лавочку, чтобы обсудить то, что сам художник называет «Светописью».

– Раньше работал больше в сюрреализме, то были девяностые. Потом в один момент почувствовал, будто бы меня солнечный луч насквозь эзотерической живописью пронзил, и все. Понял, что моя цель – писать свет. Можно назвать это эзотерической живописью. Можно абстрактной. Но все названия условны. Я пишу чувства, а не фигуры, для меня чувства – это всегда свет.

Из-за такого подхода многие работы Виктора Васюкевича пишутся порой спонтанно, а порой и годами. Сам он совершенно условно называет их изображением света. Иногда мастер их сравнивает с галактиками. Иногда с цветами. На его взгляд – это одно и то же.

– Бывает и такое, что работаешь над картиной полтора года. А потом встанешь с утра пораньше, поздороваешься с солнцем и за час все заканчиваешь. Совершенно не могу работать в плохом настроении. Если день не задался, то кисть лучше в руки не брать. Все равно ничего толкового не выйдет.

В разговоре Виктор часто говорит о Боге. Но это не выглядит как какая-то догма или попытка навязать религию. С высшей силой у Виктора, видимо, свои отношения.

– С Богом говорю каждый день. Ведь это Он мне говорит, что я должен писать. И чувство юмора у Него тоже есть. И ругаемся, бывает. Поэтому когда говорят, что талант от Бога, то это чистая правда. Другой вопрос, что людишки слишком глупые, чтобы этим талантом пользоваться. Да и цивилизация наша глупая, в пропасть катится. Все это от тех людей, кто возомнили себя пророками и всезнайками. Настоящих пророков планета тоже видела, и мы все прекрасно знаем, кто они. Приходили они сюда раньше, придут и потом.
Есть мнение, что художник, который тут же кидается в эксперименты – попросту дилетант или просто юн и неопытен. Про Васюкевича такое сказать язык не повернется. Его пейзажи, исполненные в классической манере, написаны профессионально. Правда, сам Виктор над словом «профессионал» только смеется.

– Напишу я камень. Или напишу слово «камень». Разницы ведь совершенно никакой. Классическая школа, конечно, нужна человеку. Но она не должна стать его конечной целью. Это как писателю нужно знать алфавит. Без знания того, как пишутся слова, ты много ведь не напишешь. К классической живописи я возвращаюсь, когда хочу потренироваться, а рисовать научить можно абсолютно любого или складывать буквы в слова. Это требует всего лишь времени.

Но все же больше всего художник концентрируется на работах, которые заключают в себе Свет. И на вопрос о том, как он относится к тому, что далеко не все их понимают, отвечает с улыбкой.

– В этом мире ты никогда не останешься один. Не бывает так, что ты совсем никому не нужен или никому непонятен. Всегда ведь найдется тот, кто поймет тебя и оценит. Всегда найдется тот, кто в трудную минуту выручит. Если бы мы остались одни, то давно бы уже вымерли.
Если обратиться к научной классификации, то работы Васюкевича можно отнести к абстрактному экспрессионизму. В похожем стиле писал, к примеру, Марк Ротко, работы которого получили мировое признание. Но среди любимых художников Виктора значится вовсе не он.

– Мне больше всего близки работы Ван Гога. Но вдохновлялся я не живописью. И рисовать начал совсем по другим причинам. Когда-то давно жил в общаге, работал на заводе МАЗ. И было день рождение у товарища. Кто-то в подарок масляные краски ему принес. Запах их только почувствовал… И все. Решил, что с промышленностью надо завязывать. Пробовал поступать – никуда не поступил в Беларуси несколько раз подряд. Потом в художке учился. И получить диплом художника уже смог в Москве. Окончил факультет живописи и графики Народного университета искусств имени Н.К. Крупской.

Но к художественному образованию Васюкевич относится как к непрерывному процессу. И то ли шутя, то ли взаправду – сам себя художником не считает.

– Ничего я как не умел, так и не умею. Правда, раньше был совсем темным, а сейчас уже кое-какие просветы появились, с ними и работаю. Нет такого художника из тех, про которых я знаю, которые бы достигли совершенства. Хотя вру, один есть, и он создал нашу галактику. Да и миллионы таких же других миров, которые обычный человек из-за своей ограниченности не видит, а я по ним постоянно путешествую. Так что можно сказать, что на моих работах есть и эти миры. По крайней мере, совершаю попытки их изобразить. Это ведь как с космосом.

Можно по нему путешествовать и без консервной банки, которую мы гордо прозвали «космическим кораблем». И это очень просто: посмотрите на любых маленьких детей, которые играются. Но с возрастом люди погружаются в технику и эту связь теряют. Техника делает нас примитивными.

За всю историю веков ещё такого не бывало, чтоб вся планета – эта капля жизни – с её людьми – от мала до велика, от проповедника до последнего бандита – все поклонились одному идолу, имя которому – технократия.

Пусть задохнёмся, останемся без воды и природы, но не дадим упасть идолу.
И никто не скажет нам: остановитесь на минуту, откройте глаза и уши, куда мы ломимся и что творим? Ведь мы хуже дикарей с острова Пасхи, которые неустанно кормили своих идолов.
Искусствовед Алесь Суходолов описал Виктор Васюкевича как необычного и талантливого человека, который на своих картинах изображает свет. Да, его работы довольно трудно охарактеризовать, их надо видеть и чувствовать. В конце беседы в этом убедилась и я, изучив творения автора, пришлось задуматься даже о смысле жизни…

А читателям SPEKTR.BY советую уделять время на искусство и чаще посещать выставки белорусских авторов, ведь на них можно не только прикоснуться к прекрасному, но и открыть для себя новый неизведанный мир.

Текст: Настя Зацепина, SPEKTR.BY
Фото: Николай Куприч, из личного архива

Комментарии для сайта Cackle