Лукашенко назвал главные принципы образования SPEKTR.BY

В Минске проходит пленарное заседание Республиканского педагогического совета с участием президента.

Пленарное заседание Республиканского педагогического совета с участием Александра Лукашенко 24 августа проходит в Минске.

В состав президиума совета вошли министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного экономического университета, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Владимир Шимов, учитель физики Могилевского государственного областного лицея №1, народный учитель Беларуси Валерий Барашков, мастер производственного обучения Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства, победитель открытого чемпионата WorldSkills стран СНГ 2015 года Ольга Закревская.

Всего на мероприятие приглашены более 800 человек. В их числе не только высшие должностные лица, руководители органов госуправления, местной вертикали власти, депутаты, но, прежде всего, работники учреждений образования из всех областей страны и столицы.

Открыл педагогический совет президент, который высказался по разным аспектам системы образования, пишет БЕЛТА.

Систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, — сказал Александр Лукашенко. — Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».

Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», — отметил он.

«Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги. Тогда денег вообще не было. Вообще. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили», — напомнил глава государства.

О сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе

Вопрос о сохранении десятибалльной или возвращении к пятибалльной системе оценок — не основной, считает президент.

«Десяти-, пятибалльная система… Все спорят, какой быть завтра оценке и так далее. Не основной вопрос. Имеет место, но не основной», — сказал Александр Лукашенко. Он напомнил, что к десятибалльной системе оценок несколько лет назад в Беларуси перешли быстро, без всяких дискуссий, не проверив и не протестировав эту систему. «Сегодня многие начинают рассуждать, а правильно ли сделали. Некоторые говорят, что надо вернуться к пятибалльной: она было понятной, она была не хуже этой. Многие говорят, что не надо и тому подобное, — отметил глава государства. — Это один из примеров, когда мы, не продумав, на практике не проверив направление действий в этой сфере, быстренько за нее схватились. Прошло время – оказалось, что, по крайне мере, без этого можно было обойтись».

«Неприемлем подход, когда учат пользоваться лишь готовым набором знаний»

Зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний, а такой подход в образовании неприемлем, отметил глава государства.

«Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой — недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент добавил, что сегодня сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились. «В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет — это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать», — убежден глава государства.

Главные принципы развития сферы образования

Совершенствуя сферу образования, в Беларуси должны пользоваться принципами государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию, подчеркнул глава государства.

«Нам предстоит большая работа по развитию человеческого потенциала. Поэтому необходимо объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. Конечно, уже много сделано в этом направлении, — сказал Александр Лукашенко. — Главное — мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».

Все возможности для эффективной реализации задуманного есть, отметил президент. «Создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания. Здесь работает достаточно квалифицированных кадров. На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», — отметил глава государства.

Главная задача учителя — обучение и воспитание детей, а не бумаготворчество

«Решены ли все вопросы, которые мешали педагогу вкладывать душу в своих воспитанников? Раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя – учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», — заявил Александр Лукашенко.

Президент предупредил министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов: в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. «Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Я намекаю на то, что тот хлам, который раньше шел в школы, разные отписки, это никому не надо. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи. Если бы это нужно было, другой вопрос. Но человеку делать ненужную работу — это унижение, это жуткая нагрузка, это то, чего мы допустить ни в коем случае не можем», — подчеркнул глава государства.

Про новые учебники

Новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года, заявил Лукашенко.

«Основа школьного обучения — хороший учебник. Это то, что во многом определяет качество знаний учащихся. Напоминаю, главное требование – содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине. К 1 сентября 2019 года мы будем иметь новые учебники», — сказал Александр Лукашенко.

Дифференциация оплаты труда в образовании

Президент требует дифференцировать оплату труда в образовании.

«Я вам откровенно скажу: учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?» — задался вопросом Александр Лукашенко. Глава государства напомнил, что в системе здравоохранения Беларуси удалось создать дифференцированную систему оплаты труда, при которой зарплата медицинского персонала напрямую зависит от его квалификации и работоспособности. «Мы установили определенную планку. Прыгаешь выше нее – получаешь», — констатировал президент. Первые шаги в дифференциации зарплаты медиков были сделаны во время создания белорусской школы трансплантологии, рассказал Александр Лукашенко. «Понятно, что, для того чтобы осуществить пересадку сердца, надо быть уникальным хирургом, целая бригада врачей должна быть. И за копейки они это делать не будут, им надо развиваться, читать, писать, ездить, интересоваться, а это затраты», — отметил президент.

Глава государства рассказал, что, когда последний раз был в центре трансплантологии, поинтересовался у хирурга уровнем его заработной платы. «Ему неудобно было называть, и он говорит: «Очень хорошая». Я уточнил: хорошая зарплата. Но он прыгает выше установленной планки. Не жалуются медики. Нам надо повторить это и в образовании. Какие критерии должны быть, надо определиться. Я готов в этом участвовать», — подчеркнул президент.

При этом Александр Лукашенко отметил, что нельзя допустить значительной разницы в зарплате у учителя со стажем и молодого специалиста при условии, что выпускник вуза обладает всему необходимыми компетенциями. «Если молодой человек, придя из вуза, преподает не хуже, чем отстоявший 25 лет у станка учитель-преподаватель, почему мы ему платим копейки? Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю — грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания», — подытожил президент.

Зарплаты учителей

Александр Лукашенко поручил в будущем году решить вопрос с размером зарплат учителей.

Укор правительству

Правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики, заявил Лукашенко. «Считаю, что правительством не приняты должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики. Не выстроена соответствующим образом и профориентационная работа с молодежью», — сказал президент.

Базовый профиль для каждого вуза

Лукашенко не исключает возвращения к определению базового профиля для каждого вуза.

«Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов самого широкого профиля — юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза», — сказал Александр Лукашенко.

О корректировке правил приема в вузы

Корректировка правил приема в вузы и информирование общественности об изменениях должны быть заблаговременными, считает президент.

«Корректировка правил приема и информирование общественности об изменениях должны происходить заблаговременно», — сказал Александр Лукашенко.

Критика молодежных организаций за «показушные мероприятия»

Лукашенко раскритиковал молодежные организации за излишнее увлечение показушными мероприятиями.

«Сложилось впечатление, что в последнее время наши идеологические помощники — молодежные организации, общественные — увлеклись флешмобами, пиар-акциями и другими показушными мероприятиями. Это тоже, наверное, нужно, это современно. Они, видимо, забыли, что их главная задача — это ежедневная кропотливая работа с молодежью», — сказал Александр Лукашенко.

Учитель должен знать, чем живет его ученик

Так считает Александр Лукашенко. Глава государства напомнил, что в прежние времена классные руководители регулярно посещали учеников дома, интересовались, как они живут и чем занимаются. «Думаю, это нам потерять нельзя. Учитель должен жить той жизнью, которой живет его ученик. Везде это сегодня есть? Вопрос риторический. Подумайте над этим. Это о единстве процесса образования и воспитания, — сказал Александр Лукашенко. — Вы никак не сможете воспитывать своего подопечного, если не знаете, какой жизнью живет этот маленький человек, которому в будущем мы передадим в руки то, что мы с вами создали, — суверенную и независимую страну».

Комментарии для сайта Cackle
По теме

В минском Доме офицеров собираются люди, чтобы проводить Игоря Лученка в последний путь

Прощание с народным артистом СССР и Беларуси Игорем Лученком. Еще задолго до…

Мокрый снег прогнозируют в Беларуси на текущей неделе

Во вторник, 13 ноября, в Беларуси прогнозируется преимущественно облачная погода, сообщает Белгидромет. Будет…

Теперь должники будут получать СМС от судебных исполнителей

Теперь белорусы, имеющие любые задолженности, будут оповещаться о начале исполнительного производства в…

В торговых центрах Минска проверят безопасность подвесных потолков

В ТРЦ “Арена Сити” 12 ноября обрушились подвесные конструкции общей площадью 190…