Фотофакт. Александр Васильев на выставку в Минск привёз платье Евы Браун

В Национальном историческом музее Беларуси начала работу уникальная выставка исторических костюмов «Модный век» из частной коллекции Александра Васильева, которая считается одной из крупнейших в мире. Экспозиция одежды и аксессуаров охватывает конец XIX-го и весь XX век и включает в себя свыше ста костюмов и почти четыре сотни аксессуаров, в том числе наряды от таких известных кутюрье и домов мод, как Поль Пуаре, Коко Шанель, Мариано Фортуни, Ив Сен-Лоран. На выставке и пресс-конференции Александра Васильева побывала корреспондент SPEKTR.BY.

Известный коллекционер, русский и французский историк моды, искусствовед, автор популярных книг и статей и телеведущий Александр Васильев пообщался с представителями СМИ после напряженного дня последних приготовлений к выставке. Маэстро поделился, что уже провел персональную экскурсию для Главы Администрации президента Беларуси Натальи Кочановой, встретился с Министром культуры Беларуси Борисом Светловым. Количество тем, затронутых на пресс-конференции, перевалило за десяток. Маэстро рассказал о коллекции, модных тенденциях, стиле унисекс, лабутенах в России. SPEKTR.BY выбрал интересные монологи историка моды.

О туфлях Любови Орловой и терпении

Все исторические костюмы фонда было сложно получить из-за проблем с логистикой и реставрацией, отметил Александр Васильев: «Многим из них более 100 лет, их ткани ветхие и требуют бережного ухода, особенно шелк, который плохо переносит время и разрушается быстрее других тканей. Ну, а дольше всего по времени я добивался пары туфель Любови Орловой, которые клянчил 25 лет. Но у меня есть очень важное для коллекционера качество – терпение. Я никогда не бросаю задуманного».

О винтажных материалах и качестве реставрации

С коллекцией фонда Александра Васильева около 10 лет работают 12 реставраторов-профессионалов, которых он сам воспитал. Маэстро сообщил, что не так сложно подготовить реставратора, как найти аутентичные материалы нужной эпохи для восстановления вещей. «Они больше не производятся, и поэтому их очень трудно достать. Например, металлические пайетки, серебряные или позолоченные, бисер и стеклярус определенного качества и формы, шелковый тюль. Он даже во Франции снят с производства. Большую часть, можно сказать, закулисного времени я ищу винтажные элементы одежды. В отличие от некоторых коллекционеров, мы не применяем более упрощенные материалы, к примеру, спандекс, лайкру, тянущийся бархат. Коллекцию фонда отличает качество, поэтому наши выставки часто проходят в музеях».

О параметрах девушек XIX и XX веков

«Некоторые платья нашей коллекции на современных манекенах даже не закрыть по той простой причине, что объем талии XIX века 48-50 см. Чтобы привезти коллекцию нужны специально изготовленные в музейных мастерских манекены, но не все страны и города располагают такими музейными мастерскими, а их работники – опытом создания специальных манекенов. У нас была выставка наполеоновской эпохи ампир, и платья экспозиции были настолько маленькие, что даже на подростковых манекенах не застегивались. Люди очень выросли за последние 200 лет, размеры человеческого тела сильно изменились. Так что никогда не мечтайте примерить одно из исторических платьев: оно на вас просто не застегнется».

О неряшливости мужчин

На выставке только два мужских костюма. В Государственном историческом музее в Москве была выставка только мужских костюмов «Красавец-мужчина». Включение мужских образов в экспозицию – вопрос приоритета, объяснил Александр Васильев: «Во-вторых, мужчины так неряшливы, что изнашивают свои наряды до дыр. Как правило, все мужские брюки не сохраняются. Еще жакеты можно найти, но все мужские брюки просижены на ягодицах. Женщины, напротив, из кокетства часто носят вещи только один раз и хранят их из сентиментальных соображений: «в этом платье я была с ним в театре», «в этом он сделал мне предложение», «это мое выпускное», «это подвенечное».

О любви к старомодным вещам и жилплощади

Старые наряды чаще хранят и даже передают по наследству в странах с большими жилыми площадями, отметил маэстро: «В Великобритании и США люди в основном живут в особняках или в небольших отдельно стоящих домах, в которых есть подвалы или чердаки. Во Франции большинство людей живет в малогабаритных квартирах в крупных городах, где точно нет места для сундуков. Поэтому французы, несмотря на то, что они законодатели моды, страшно отрицательно относятся к старомодной одежде. Американцы и британцы, наоборот, очень щепетильны в этом вопросе, хранят вещи предков, прикладывают записочки к ним, с которыми их и продают на аукционах».

О тренде 2017 года

«Особенно важный тренд этого сезона – стиль беженка. Это рваные джинсы с огромным количеством дыр на всех местах. Нищета и бедность, возведенные в ранг элегантности. Этот тренд был актуален в 90-е и опять вернулся».

Об одежде унисекс

«Стиль унисекс – будущее мировой моды. Подумайте, почти все люди, сидящие передо мной, одеты в трикотаж. Это уже унисекс. Джинсы – априори унисекс. Не нужно причитать, что теперь вещи у мужчин и женщин одинаковые. Разве женщины не украли все у мужчин? Не забрали все, включая подтяжки. А теперь вы горюете, что мужчины что-то забирают у женщин? А зачем вы забирали? Мужчинам стало скучно. Сейчас многие дизайнеры представляют шелковые платья для мужчин. Я таких коллекций штук десять видел. В Беларуси в целом более консервативное отношение к моде, но это не значит, что спустя время не произойдут перемены».

О лабутенах, вышедших из моды

Коллекционер талантлив тем, что может что-то вовремя схватить, убежден Александр Васильев: «Сейчас, например, в России из моды вышли лабутены из-за песни «Экспонат», потому что показались всем верхом вульгаризма. Раньше модницы мечтали иметь красную подошву, а сейчас ходить на лабутенах неприлично. Думаю, очень скоро много лабутенов будет в секонд-хендах. Я, конечно, куплю себе. У меня есть одна пара, но она уже была дорогая, когда я ее покупал».

О дороговизне брендовых нарядов

«Одежда всех известных брендов неоправданно дорогая. Большинство марок класса прет-а-порте сейчас производит вещи в Китае, как и многие мировые бренды, гласно или негласно. Производство практически любой вещи в Китае стоит два-три евро за предмет, в магазине она продается за 200-300: вот вам и процент неоправданности. Вещи от кутюр стоят в районе 20-40-60 тысяч евро за платье. Это цена квартиры в Минске. В платье нельзя жить, а в квартире можно. Вот и выбирайте».

«Красоту могут оценить все»

На церемонии торжественного открытия Александр Васильев отметил, что часто бывает в Беларуси, проводит здесь различные лекции, семинары, выступления, председательствовал в жюри конкурса модельеров-дизайнеров и демонстраторов «Белая амфора», был художником по костюмам белорусской версии балета «Лауренсия», а вот выставку из собственного фонда представляет впервые.

– Мы долго работали над тем, чтобы привезти выставку «Модный век» в Минск. Впервые посмотрели ее около пяти лет назад в Москве, и были просто поражены. С тех пор крепло ощущение, что эту красоту должны увидеть своими глазами минчане. У маэстро, конечно, огромная коллекция, состоящая из более 55 тысяч экземпляров, и это только маленькая ее часть, – рассказали организаторы выставки Дарья Микулич и Анна Цемкало.

Директор Национального исторического музея Беларуси Олег Рыжков надеется, что «Модный век» положит начало дальнейшему плодотворному сотрудничеству учреждения культуры с фондом Александра Васильева. При наличии интереса к историческим костюмам в Минске, возможно, представят выставку «Мода и охота» из коллекции маэстро, которая сейчас находится в замке Ливонского ордена в Латвии, сообщил Александр Васильев. В число ее экспонатов входит рысья шуба княгини Радзивилл.

– Сейчас у меня всего работает девять разных выставок. Выставка в Минске десятая по счету только в сентябре, – отметил Александр Васильев.

Все наряды, бижутерия и ювелирные изделия на выставке «Модный век» имеют историческую и художественную ценность. Некоторые из них к тому же принадлежали знаменитостям. В двух залах экспозиции можно найти наряды Евы Браун, Зары Леандер, Людмилы Гурченко, Лаймы Вайкуле, костюм Шанель Майи Плисецкой.

– Сейчас мы стоим рядом с платьем кинозвезды Людмилы Целиковской, за ним – платье «Красная бомба» Клары Лучко и платье Аллы Парфаньяк, – рассказывал в ходе приветствия Александр Васильев.

Коллекционер также включил в экспозицию подвенечное платье из Могилева 1923 года и образы известных белорусок, к примеру, платья Анжелики Агурбаш. Александр Васильев отнес к числу образов из Беларуси и платье 60-х годов, вышитое стеклярусом, принадлежавшее его матери Татьяне Гулевич, уроженке Шатилок Могилевской области.

– Моя мама была красивой женщиной, актрисой драматического театра. На выставке ее наряд, очень эффектный, находится рядом с манто Лили Брик, – делился Александр Васильев.

На выставке фонд Александра Васильева пополнился еще одним платьем белорусской звезды. Коллекционеру передала в дар свой концертный наряд 90-х певица Ядвига Поплавская, а также концертный костюм конца 2010 года почившего супруга Александра Тихоновича. Александр Васильев тепло встретил Ядвигу Поплавскую.

– Вы прелестная, очень стройная женщина, – повторял историк моды. – Я так рад, что вы сохранили форму.

– С такой жизнью легко форму сохранить, – сдержанно принимала комплименты от Александра Васильева Ядвига Поплавская.

После вступительных слов к историку моды направился поток гостей и первых посетителей выставки с цветами. Маэстро давал автографы, никому не отказывал в просьбе сделать селфи.

Представительницы прекрасного пола и их спутники с неподдельным интересом изучали экспонаты.

– Очень рада, что у минчан появилась уникальная возможность посетить выставку Александра Васильева. Как дизайнер не могла не прийти сюда. Многие предметы гардероба прошлого века неоднократно видела в литературе, интернете, но посмотреть на них воочию, физически ощутить их энергию – совсем другое дело. Считаю, что творческие люди должны посещать такие выставки, особенно в Минске. Выделять какие-либо отдельные платья не буду, потому что здесь все необычно и достойно внимания. Экспозиция преподнесена очень продуманно и творчески. Не могу не отметить, что на выставке много оригинальных аксессуаров прошлого века: обувь, шляпки, заколки, атрибуты женского туалетного столика. Это большая редкость. Я была на вековых модных выставках в Милане, Париже, Лондоне и знаю, что таких вещей сохранилось очень мало, – высказала мнение дизайнер одежды, художественный руководитель фестиваля-конкурса «Мельница моды» Светлана Гнеденок.

Светлана Гнеденок

Положительно отзывался о выставке и директор художественной галереи «Университет культуры» Павел Сапотько:

Павел Сапотько с женой Екатериной

– Выставка потрясающая. Александр Васильев – бренд, его часто знают как телеведущего, богемную личность, но на самом деле он достаточно глубокий историк. Я был совершенно потрясен, когда прочитал некоторые его статьи в московских глянцевых журналах. Впечатлила глубина погружения в историю моды разных стран и периодов. Вдвойне приятно посещать открытие, так как Национальный исторический музей Беларуси – наш партнер.

Молодежь была немногословной, но тоже нахваливала выставку и благодарила организаторов.

– Я первый раз на таком мероприятии и, честно, в восторге, – признался будущий авиадиспетчер Алексей Игнатченко. – Здесь здорово, красиво и познавательно. Наряды выглядят очень симпатично. Думаю, что некоторые вещи женского гардероба прошлого века и сегодня отлично смотрелись бы на девушках.

Алексей Игнатченко и Дарья Дрозд

– Нравятся кружева, украшения и изделия из меха, которые прям очень зацепили. Еще понравился сам Александр Васильев, мы с ним сфотографировались, было приятно, когда маэстро сказал, что я для Леши – хороший выбор, – говорит спутница Алексея Дарья Дрозд, будущий переводчик.

Выставка, по словам Александра Васильева, рассчитана на самую широкую аудиторию, потому что «красоту могут оценить все».

В центре – бальное платье из панбархата цвета морской волны. Дом моды House of Worth. Париж, 1898-1900 гг.

Первое справа – платье «Красная бомба» Клары Лучко

 В центре – бальное платье из чесучи цвета слоновой кости, вышитое объемными блестками в форме роз. Дом моды Nina Ricci. Париж, около 1960 г.

Александр Васильев давно просил Ядвигу Поплавскую подарить ему ее платье 70-80-х гг. Певица сдержала обещание и передала в дар коллекционеру на открытии выставки «Модный век» свой концертный образ 90-х гг. и концертный костюм 2010 года супруга Александра Тихоновича, скончавшегося в январе 2017 года

На переднем плане – платья певицы Алены Свиридовой. 2000-е гг.

Первый справа – ансамбль певицы Лаймы Вайкуле. Рига, начало 1990-х гг. 

Слева направо – платье из шелка Дома моды Yves SaintLaurent. Париж, начало 1980-х гг.; вечернее платье примы-балерины Майи Плисецкой, 1975 г.

В центре – платье из плюша с рукавами «летучая мышь» актрисы Людмилы Гурченко. СССР, конец 1970-х гг. 

В центре – вечернее платье из черного тюля с аппликацией панбархатом нефритового цвета и вышивкой пайетками из гардероба актрисы Евы Браун. Берлин, конец 1930-х гг.


Сообщить новость вы можете на почтовый ящик info@spektr.by
Расскажите нам о происшествии или важном факте, который может представлять общественный интерес. Мы ценим все сообщения от читателей и стараемся оперативно разобраться в каждой ситуации.


Комментарии для сайта Cackle