«Хрен должен стоять у каждого». Почему белорусская реклама не работает?

По подсчетам Ассоциации рекламных организаций в 2015 году на пиар товаров и предприятий Беларуси ушло $83,5 млн. В 2014 году этот показатель подпрыгнул до $123 млн. Цифры впечатляющие, чего не скажешь о самой рекламе. Что не так с белорусским маркетингом и как это исправить? SPEKTR.BY разбирается в вопросе с Виктором Михальски – специалистом в сфере рекламы, маркетинга и PR.

По мнению эксперта, все, что делает Беларусь для маркетинга – это ездит на выставки и раздает буклетики.

Реклама в Беларуси находится на стадии каменного века. Мы значительно отстали даже от России. Туда после развала СССР хлынули огромные корпорации, крупные бренды. Они основали свои заводы, а для продвижения товаров тщательно изучили специфику рынка. Наш же рынок в это время был закрыт и сейчас ситуация изменилось незначительно. Все, что мы делаем для продвижения товаров – это ездим на выставки и раздаем буклеты.

Вторая причина – это производства. Самые крупные заводы находятся в руках у государства. В некоторых из них даже нет отдела маркетинга. А если и есть, то он формальный. Там, как правило, никто не думает про сбыт: они не могут найти деньги, чтобы выплатить зарплату людям, а тут еще про пиар какой-то думать. В результате о продукте никто не знает, его не покупают, денег снова нет.

Конечно, есть и исключения. Санта Бремор (белорусско-немецкое производство) поставляет продукцию в 29 стран мира, хотя начинали довольно скромно. Хорошая реклама у Савушкин продукта. У нас много достойных продуктов, но мы о них не знаем.

Из-за плохого сбыта и маленьких зарплат возникают проблемы с кадрами. Даже рекламные агентства стараются работать на западные страны или США. Им это тоже выгодно: специалистам в Беларуси платят 800 – 1000$, а в Америке – в два-три раза больше. Сэкономленные деньги идут на улучшение товара.

При правильном подходе продать можно все что угодно

В истории полно случаев, когда товары массово скупались из-за удачных маркетинговых ходов. Один из таких примеров – текила.

В середине XX века в американское рекламное агентство обратился производитель алкоголя из агавы. Он уверял, что в Мексике этот не очень приятный на вкус напиток пользуется огромным спросом. Рекламщики пообещали помочь, но после дегустации засомневались, что это вообще можно кому-то продать.

Что же придумало агентство? Они создали необычный ритуал, который помогал перебить противный вкус. Если людям и придется такое пить, пусть они делают это оригинально. Слизывают с руки соль, выпивают текилу и заедают долькой лайма. За очень короткое время продажи текилы выросли в тысячи раз, а этот ритуал знаком всему миру и по сей день.

Так что если ваш продукт пылится на полках магазинов месяцами – вы просто не позаботились о его рекламе.

Бумажная реклама не доходит до глаз читателей

Отличный способ потратить деньги впустую – это вложить их в буклеты, листовки, флаера. Чаще всего такие бумажки забирают только из жалости к промоутерам. Сюда же и разносная макулатура: она вообще, как правило, не доходит до глаз читателей. Все эти бумажки из почтового ящика попадают сразу в мусорный бак.

Вместо этого лучше бы сделали акцент на интернете. Площадка, которая позволяет отследить пол, возраст, а иногда даже и привычки людей, которые увидят рекламу. Но нет, ее почему-то обходят, отдают предпочтение телевидению.

Реклама не всегда раздражает

В идеале задача рекламщика – создать такой ролик или баннер, который не будет раздражать. В интернете, например, никто не будет смотреть полутора минутное видео, которое «не попало по адресу». Поэтому изучайте вашу целевую аудиторию, узнавайте, что ей интересно и давите на это. Не пытайтесь загрузить читателя или зрителя лишней информацией и делайте технически качественный контент.

В Беларуси есть крутая социальная реклама на белорусском языке – «Маё першае слова». Это действительно крутые плакаты. Они привлекают внимание, в то же время просты и интересны.

От чего точно стоит отказаться – это от сексизма. У нас же любят рядом с товаром поместить красивую девушку или накаченного парня. Так привлекается аудитория противоположного пола. Да, картинка от этого становится привлекательнее, но смысловой связи никакой нет. В этом случае мужчина смотрит на красивые формы, а товар просто не замечает. Хороший пример – реклама воды «Славная». Она очень нашумела. А принесло ли это пользу предприятию – вопрос спорный.

Производители воды «Славная» потом извинились за эту рекламу

Главное, что должно быть понятно из рекламы – это то, зачем мне нужен продукт. Вспомните рекламу хрена. На столе стоит баночка и рядом женская попа. Пошло и вульгарно. Такой рекламы не должно быть. От нее нет толка. Покупатель не узнал, почему ему стоит выбрать именно этот хрен.

Производитель хрена потом ответил новой рекламой: «Надеемся, общества защиты прав мужчин не будут в обиде»

Рынок белорусской рекламы нужно оживлять. Менять условия для развития бизнеса, принимать новых крупных игроков, зарубежные агентства. Без этого ничего не изменится. Организации по-прежнему будут вливать деньги в рекламу, которая не работает и продвигать свой товар неподходящей аудитории.


Сообщить новость вы можете на почтовый ящик info@spektr.by
Расскажите нам о происшествии или важном факте, который может представлять общественный интерес. Мы ценим все сообщения от читателей и стараемся оперативно разобраться в каждой ситуации.


Комментарии для сайта Cackle