Мнение эксперта: Как нам поднять экономику Беларуси

В редакцию «БелГазеты» обратился экономист и политик Виктор Терещенко с эпических размеров материалом о своей экономической программе. Приглашаем всех читателей, независимо от взглядов и пристрастий, для обмена самыми смелыми и экстравагантными проектами реформирования белорусской экономики.

По оценке аналитиков Bloomberg, рост мирового ВВП ускорился, в 2017г. он составит 3,4%, в 2018г. — 3,5% (прогноз МВФ — соответственно 3,5% и 3,6%). Статистика от Евростата и японского Кабинета министров за II квартал т.г. указывает на то, что и эти экономики активизировались. Ускорение мирового роста уменьшило внешние риски и для американской экономики, отмечает Bloomberg. Во II квартале ВВП США повысился на 2,6%. По данным Белстата, в январе-августе ВВП Беларуси составил BYN66,2 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2016г. он вырос на 1,6%. О шансах Беларуси на очередной экономический подъем «БелГазета» побеседовала с известным белорусским экономистом, депутатом Верховного Совета РБ XIII созыва, экс-кандидатом в президенты РБ Виктором ТЕРЕЩЕНКО (на фото).

— Подъем экономики в РБ мог бы начаться уже 7 лет тому назад. Ниже я поясню, почему. Пока же отмечу, что правительство рассчитывает на рост ВВП в 2017г. на 1,7%. Им подготовлены проекты прогноза и на 2018г., в которых к утверждению намечены два варианта развития экономики — консервативный и целевой. Согласно целевому варианту, ВВП должен  вырасти на 3,4%, согласно консервативному — на 1,1-1,2%. Я искренне желаю, чтобы эти цифры были достигнуты, но как экономист скажу: я пока не слышал, на какие конкретные новые факторы роста рассчитывает правительство, чтобы изменить тенденции последней пятилетки и 2016г.

Справка «БелГазеты». За 2011-16гг. количество занятых в экономике РБ уменьшилось на 297 тыс. человек, в т.ч. в промышленности — на 170 тыс. Число промышленных организаций уменьшилось на 584 предприятия. Наибольшие потери понесло машиностроение: производство комбайнов снизилось на 84,8%, мотоциклов — на 83,5%, троллейбусов — на 80,6%, грузовиков — на 74,7%, карьерных самосвалов — на 65,6%, велосипедов — на 63,7%, двигателей — на 57,6%, тракторов — на 48,5%, автобусов — на 39,1%. Объем низкотехнологичных видов деятельности в промпроизводстве вырос с 26,7% до 35,1%, удельный вес их в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности увеличился с 29,7% до 35,8%. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП страны снизился с 29,6% до 24,9%. Удельный вес убыточных организаций в общем числе проморганизаций увеличился с 14,5% до 24,8%. За январь-август 2017г. предприятия уволили 94,4 тыс. работников, приняли на работу почти на 7,6 тыс. меньше (без учета микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности).

Продолжается снижение объема инвестиций в основной капитал, а ведь это главный фактор роста в любой экономике. Вопрос особо актуален именно для Беларуси, т.к. амортизацию на восстановление износа основных средств производства в стране уже который год постановлениями правительства разрешается не начислять, чтобы поддерживать иллюзию более высоких показателей.

В жилищном строительстве ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования снизился на 12,8%, в т.ч. построенного с господдержкой — на 44,9%. И все же наибольшую проблему имеем в сфере финансов.

На 1 июля 2017г. общий валовой внешний долг страны по всем секторам экономики составлял $39 млрд. (76,6% к ВВП, или $4,1 тыс. на душу населения), внешний долг госсектора — $24,2 млрд. (47,6% ВВП), в т.ч. внешний долг органов госуправления — $16,1 млрд. (31,7% ВВП).

На обслуживание госдолга мы тратим уже больше, чем на оборону, образование, медицину и спорт вместе взятые. В 2017г. выплате по валютному долгу подлежит около $3,4 млрд., но величина валютных доходов бюджета ожидается лишь около $1,5 млрд. В 2018г. на погашение и обслуживание валютного госдолга предстоит потратить около $3,7 млрд.

Лишь четверть этого долга предполагается закрыть за счет недолговых источников. Недостающее предполагается закрывать новыми долгами.

В Фонде соцзащиты населения (ФСЗН) возрастает дефицит средств. В январе-июле 2017г. расходы ФСЗН превысили доходные поступления на BYN260,5 млн. и ожидается, что к концу года дефицит бюджета фонда возрастет до BYN270 млн.

По сравнению с соответствующими периодами прошлого года снижаются далее и реальные доходы населения (99,5%), а цены тем временем растут:

АВГУСТ 2017Г. В % К АВГУСТУ 2016Г.

Индекс потребительских цен                                                   105,3%

Индекс цен производителей промпродукции                         109,7%

Индекс цен производителей сельхозпродукции                     113,3%

Индекс цен в строительстве                                                        106%

Индекс тарифов на перевозку грузов                                      105,1%

Индекс цен оптовых продаж товаров (продукции)                106,8%

Комплексом мер по реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-20гг., утвержденным постановлением Совмина N18, намечено в 2018г. выйти на полное возмещение населением затрат на оказание услуг ЖКХ и почтовой связи, а также вновь повысить цену на проезд в общественном транспорте.

Энергоемкость ВВП Беларуси за последние 13 лет снизилась в 2 раза. На сегодня по этому показателю мы приблизились к таким странам, как Финляндия и Канада. За 2016-20гг. ­планируется снизить энергоемкость ВВП еще на 2%.

Все это хорошо, но мощности действующих электростанций и сегодня не полностью загружены. А в 2019г. будет введен в эксплуатацию первый энергоблок БелАЭС, в 2020г. — второй энергоблок. Стоимость электроэнергии АЭС, строящейся по кредитной схеме, окажется существенно выше, чем на зарубежных электростанциях.

В 333 МЛН. РАЗ!

— И в чем же вы видите причины проблем нашей экономики?

— Таких причин три. Первая и главная — кредитное финансирование белорусских производств. Именно кредитные процессы банков, в которых рост долгов всегда опережает выход денег в экономику, были причиной всех мировых финансово-экономических кризисов. Поэтому центробанки ряда продвинутых стран снизили свои учетные ставки вплоть до зоны отрицательных значений.

У нас же, притом что Нацбанк с января 2015г. 11 раз понижал ставку рефинансирования с 25% годовых до 11,5%, она все равно остается в числе наивысших в мире и самой высокой в ЕАЭС. Имея самые высокие проценты по кредитам, Беларусь закономерно опережает всех своих партнеров-конкурентов по нарастанию закредитованности экономики.

Справка «БелГазеты». Ставка рефинансирования в странах мира: Япония — -0,1%; США — 1-1,25%; Еврозона — 0%; Великобритания — 0,25%; Швейцария и Дания — -0,75%; Швеция — -0,5%; Норвегия — 0,5%; Россия — 8,5%; Казахстан — 10,25%; Армения — 6%; Кыргызстан — 5%.

А главное, что кредитные схемы финансирования производств даже при самых низких (нулевых и ниже) кредитных ставках значительно повышают стоимость производимой продукции в связи с включением в нее сумм для возврата кредиторам основного долга и тем самым значительно снижают конкурентоспособность кредитуемых предприятий.

Выход из мирового финансово-экономического кризиса уже найден. Суть его — в переходе на инвестиционные схемы финансирования производств. Финансирование крупных производств в наиболее развитых странах уже давно ведется по акционерным схемам, т.е. вообще без кредитов. Именно это обеспечивает высокую конкурентоспособность и прибыльность их предприятий, в этом основная причина оживления экономики передовых стран. Центробанки этих стран, выдавая коммерческим банкам кредиты на инвестиции с низкими, нулевыми и даже отрицательными ставками, уже давно и сами являются крупнейшими мировыми инвесторами, управляют крупными
инвестфондами.

По данным МВФ, общий объем активов под управлением центробанков на конец 2015г. составлял $10,9 трлн. По данным Bloomberg, за 5 последних лет центробанки приобрели активов на $7 трлн., в т.ч. за первые 5 месяцев т.г. — уже на $1,5 трлн.

При такой схеме финансирования у производителей вообще не возникает долгов (дивиденды выплачиваются из прибыли), что значительно (резко и в разы!) повышает конкурентоспособность. Пока многие из наших предприятий получают убытки, акционерные компании по всему миру еще в 2013г. вышли на рекорд — выплатили акционерам более $1 трлн. дивидендов, что на 40% выше показателя 2009г.

В США этот показатель за 2009-13гг. вырос на 49%. Наибольшой объем выплат произвели китайские компании.

Кредитная эра на планете уже заканчивается, но в Беларуси этого пока не замечают. Акционирование госпредприятий ранее у нас велось за приватизационные чеки и сейчас используется в основном как метод дальнейшей приватизации госсобственности, при котором полученные за акции деньги инвесторов поступают в госбюджет. Предприятия от таких форм акционирования как не получали, так и не получают реальных средств и финансируются далее по кредитным схемам. Это значительно снижает конкурентоспособность экономики, создает большие проблемы стране и особенно — ее денежной системе.

Оцените сами. В РБ на день принятия декларации Верховного Совета от 27.07.1990г. «О государственном суверенитете» официальный рубль СССР был равен 0,59 рубля за $1. С той поры наши деньги обесценились так, что мы отбросили в них 8 нулей. То, что на момент написания этой статьи официальный курс BYN/$1 был равен 1,9689, означает, что с 1990г. нацвалюта с учетом инфляции, девальваций и деноминаций понизилась в стоимости к доллару США — вдумайтесь! — более чем в 333 млн. раз!

Капитал Нацбанка уже 5 лет имеет нарастающее отрицательное значение. В последнем из опубликованных его отчетов (2016г.) этот минус по причине убытков от деятельности за год возрос еще на 17,5%, превысив уставный фонд регулятора в 298 раз и составив в его балансе 57,8%.

Удерживается наш рубль от обвала лишь острым дефицитом денег в экономике. Вся масса белорусских денег, выпущенных Нацбанком в обращение, на 1 января 2017г. составляла BYN2,4 млрд. Это примерно в 26 раз меньше, чем оценочная стоимость одного лишь «Беларуськалия».

Количество национальных денег в экономике с учетом их мультипликации (т.е. ускорения обращения) банками по отношению к ВВП (коэффициент монетизации) у нас на порядок ниже, чем в развитых странах (см. рис. 1). Еще разительней соотношение национальных денег в РБ и в развитых странах к численности населения (см. рис. 2).

НАЧИНАЯ СО СПИЧЕК

— Выходит, все дело в недомонетизации экономики?

— Нет, низкая монетизация белорусской экономики — это не причинный, а лишь следственный фактор. Причина же в необеспеченности капиталом и нерациональности нашей национальной денежной системы.

Вторая причина проблем — налоги у нас включаются производителям в цену продукции и в значительной части изымаются еще и до ее продаж. У наших конкурентов из развитых стран налоги изымают лишь часть их прибылей. И третья причина — оплата труда у нас на порядок ниже, чем в развитых странах. Она не создает необходимых мотиваций к труду, требует жестких контрактов, а также постоянных проверок и контроля за всем в стране.

В итоге у нас сейчас такая экономика, показатели которой увеличивают госдолг и снижают реальные доходы населения. Как показывают соцопросы, население страны больше всего беспокоит рост цен. Чтобы понять обоснованность этого беспокойства, давайте посчитаем, на сколько выросли за время суверенитета Беларуси цены, например, на спички.

В 1990г. коробок спичек (60 шт.) во всех магазинах БССР стоил 1 копейку. Сегодня коробок спичек (38 шт.) в магазинах Минска стоит минимум 5 копеек (BYN0,05). С учетом деноминаций цена спички в коробке возросла почти в 800 млн. раз, опередив рост средней зарплаты в стране с 1990г. в 2,7 раза. Примерно так же возросли цены и на продукты питания. Дешевле в 2-3 раза относительно зарплат и пенсий стали лишь крепленые плодово-ягодные вина и водка.

— Какие риски все это несет экономике?

— Мы готовы показать наглядно всем заинтересованным на модели сравнения механизмов формирования цен на продукцию главную проблему Беларуси: там, где зарубежные акционерные общества реально получают высокую прибыль, белорусские предприятия (в т.ч. БелАЭС) вследствие влияния трех вышеназванных факторов не могут продать продукцию на экспорт без убытка. Да и в своей стране не смогут, как только мы откроем пути для ­свободного перемещения товаров, вступив в ВТО.

Безоглядная ставка на иностранный капитал, привлекаемый в страну по принципу «деньги не пахнут», может быстро и безвозвратно навсегда превратить нашу страну в поставщика дешевой рабочей силы по кратковременным контрактам и своих территорий для иностранного капитала и многочисленных криптовалют, сутью и происхождением которых у нас не принято интересоваться и для притока которых в страну мы создаем наилучшие в мире условия.

Нам угрожает и проблема миграции в Беларусь беднейшей рабочей силы из азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Это значит, что у нас вскоре могут возникнуть такие же межрелигиозные и этнические проблемы, как и в ЕС.

— Неужели наши стратеги не видят этих рисков?

— Для понимания причины давайте сравним два образа мышления. Известный американский экономист-аналитик Фрэнк Найт, один из основоположников чикагской школы в экономике, разработчик теории предпринимательства, конкуренции, неопределенности и прибыли, обладатель высшей награды Американской экономической ассоциации, постоянно подчеркивал в своих лекциях: «Плохо не невежество, а знание уймы вещей, которые не верны». А вот цитата из недавнего интервью первого главы Нацбанка РБ уважаемого Станислава Богданкевича: «Мы хотели сделать Нацбанк цивилизованным европейским центробанком… Мы же не с потолка все брали и делали. Я поставил задачу: всех ведущих специалистов, начальников подразделений переподготовить в банках стран Запада. Наши специалисты дважды прошли стажировки в банках Германии, Франции, Дании… за счет нацбанков других стран. Я просто удивлялся, насколько они были открыты и хотели нам помочь».

Нельзя столь наивно полагать, что мировые банкиры делятся с нами всем своим лучшим опытом. Бесплатный сыр бывает только в мышеловках. Достаточно произвести в бизнес-плане любого производственного проекта расчеты его финансирования по двум вариантам: а) по варианту кредитования; б) по варианту инвестирования. Сравнив расчеты, мы убедимся: кредитное финансирование значительно, порой в разы, повышает цену продукции включением в нее затрат на обслуживание кредитного долга.

Снижают конкурентоспособность продукции и налоги, которые в РБ включаются в цену продукции, в то время как у конкурентов такие налоги или существенно ниже, или же вообще, как федеральные налоги в США, выплачиваются лишь из прибыли.

Механизм мотиваций для населения и ра­ботников у нас вообще не осмыслен, блокирован налогами и высокими процентами по депозитным вкладам в банки. Вот это все и снижает эффективность экономики, создает проблемы.

ДАВАЙТЕ ОБДУМАЕМ

— Можно ли изменить ситуацию?

— Да, если не упустим время. Для подъема экономики страны необходимо, во-первых, оперативно решением главы государства подчинить Нацбанк правительству как исполнительной власти, с возложением на них обоих ответственности за обеспечение стабильности и свободной конвертируемости нацвалюты, а главное — за большую выгодность ее для сбережений по сравнению с инвалютой; во-вторых, правительству — наделить Нацбанк, имеющий в настоящее время беспросветные долги вместо банковского капитала, реальным государственным капиталом в виде ценных бумаг предприятий, чтобы он мог надежно обеспечивать стабильность рубля, не прибегая к зарубежным займам. Наиболее рациональным действием для Беларуси будет применить для этого норвежский вариант — передать Госкомитет по управлению госимуществом в ведение Нацбанка в статусе фонда и его ценные бумаги использовать как госкапитал, гарантирующий белорусскую валюту. В-третьих, преобразовать Нацбанк и коммерческие банки из кредиторов в современных рациональных инвесторов, обеспечить должное развитие рынка ценных бумаг и соответствующую переподготовку
кадров.

Четвертое — следует осуществить реструктуризацию кредитных долгов госпредприятий в пакеты акций. Акциями произвести расчеты предприятий с кредиторами, и впредь развитие крупных производств и всех госпредприятий финансировать только по инвестиционным схемам. В-пятых, выпускать национальные деньги в обращение следует в основном обеспеченными реально ликвидным капиталом — обменом на акции и другие ценные бумаги наиболее эффективных бизнес-проектов. Предоставлять лучшие национальные бизнес-проекты нужно не иностранным инвесторам, а Нацбанку для инвестирования оздоровленной белорусской валютой — стабильной, свободно конвертируемой и планомерно растущей в стоимости относительно доллара США и других не обеспеченных ликвидными активами инвалют. Гарантами таких проектов должны выступать правительство, НАН Беларуси, региональные и отраслевые органы госуправления и др. заинтересованные, отвечающие по поручительствам своим имуществом или же страховыми полисами надежных страховщиков.

Шестое — оптимизировать налоги по критерию обеспечения максимальной конкурентоспособности национального бизнеса на внутреннем и внешнем рынках.

И седьмое — создать условия высоких мотиваций всем работникам к труду, к повышению эффективности производства во всех отраслях экономики, к развитию предприятий, а также условия для эффективного хозрасчетного взаимодействия подразделений внутри крупных производств как эффективных малых предприятий.

При комплексной реализации вышеназванных мер в стране возникнет мощный национальный безынфляционный источник рациональных инвестиций. Инвестиции заменят кредиты с их процентами. Предприятия избавятся от долгов. Налоги перестанут мешать производству, не будут повышать стоимость товара. Работники получат высокую мотивацию к труду.

Это резко повысит конкурентоспособность наших акционерных обществ на рынках, их прибыльность, обеспечит стабильный рост стоимости их акций. Акции лучших акционерных обществ будут становиться обеспечением национальных денег, возникающим в балансе Нацбанка в момент их выпуска в инвестирование. Нацбанк как главный инвестор страны станет: а) зарабатывать не убытки, как сейчас, а значительную прибыль для укрепления резервов, отчисляя избыток в госбюджет (как это уже 100 лет делает ФРС США); б) эффективно управлять курсом национальных денег: при необходимости продажей акций за белорусские рубли увеличивать объем товарной массы на рынке с одновременным изъятием части рублей из обращения этими продажами.

С получением должной обеспеченности в балансе Нацбанка нацвалюта станет стабильной, свободно конвертируемой и управляемо растущей в рыночной стоимости относительно доллара, евро и др. Национальные деньги станут более выгодным средством для сбережений, чем любая инвалюта. Инвалюта из сбережений населения, предприятий, банков станет активно продаваться Нацбанку за рубли. Таким образом, у государства возникнет дополнительный источник для валютных инвестиций на миллиарды долларов и евро.

ЗАЖИВЁМ, НАКОНЕЦ?

— И что будем иметь в итоге?

— Страна получит устойчиво и быстро развивающуюся экономику. Прекратится рост цен. Отпадет нужда в повышении пенсионного возраста. Восстановим все пенсионные, социальные и другие льготы, которые отменили из-за скудности госбюджета. Новые рабочие места, рост доходов населения, пенсий, стипендий, пособий, содействие молодым и многодетным семьям, инвалидам будет естественным следствием рационального развития нашего национального хозяйства.

При этом вся создаваемая в стране стоимость и прибыль будут доставаться национальным инвесторам, предпринимателям, работникам и государству.

— Все это настолько удивительно на слух, что хотелось бы ознакомиться с обоснованностью этой программы более детально…

— Все детально проработано и обосновано в нашей коллективно отработанной концепции, а также в изданной совместной с Евгением Довгелем книге «Выход из кризисов найден. Успеем ли выйти?». Она есть в библиотеках Минска, в «Академкниге», ее можно бесплатно скачать в Интернете. Система по созданию высоких мотиваций работникам к хозрасчетному участию в повышении эффективности работы и развитию предприятий была реально опробована с высокой эффективностью в нашей республике в 1990-94гг.

— Каким образом?

— В 1990г. в новых законах страны была предусмотрена норма о праве работников на часть чистой прибыли предприятий — в размерах, определяемых собственником. Более 100 предприятий, в т.ч. «Беларуськалий», «Белмедпрепараты», нефтепровод «Дружба», десятки заводов, агрокомбинаты, стройтресты, рыбхозы с согласия собственников инициативно стали реализовывать эту норму. По хозрасчетной системе, разработанной научно-экономическим предприятием «Экон», часть чистой прибыли распределялась на счета работников и направлялась в виде их индивидуальных вкладов на развитие предприятия, с правом получения дивидендов при условии роста прибыли в дальнейшем. Планировалось постоянное дальнейшее развитие этой системы, но даже в самом начале работы она везде показала высокий эффект. Чистая прибыль «Беларуськалия» за год увеличилась в 59 раз, Жабинковского комбикормового завода — в 21 раз, Минского завода стройматериалов — в 22 раза.

— Недавно сообщалось, что Минфин ищет консультанта по совершенствованию системы управления госдолгом. Вы уже направили ваши предложения в Совмин?

— С 2010г. мы много раз представляли наши предложения во все инстанции. Уже 7 лет тому назад наша страна могла бы жить без долгов и с активным ростом экономики. Но результат их рассмотрения был, мягко говоря, невнимательным. Давайте обратимся вместе — пошлем это интервью с соответствующим письмом. А ответы на эти обращения опубликуем в СМИ, включая вашу газету.

БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости


Сообщить новость вы можете на почтовый ящик info@spektr.by
Расскажите нам о происшествии или важном факте, который может представлять общественный интерес. Мы ценим все сообщения от читателей и стараемся оперативно разобраться в каждой ситуации.


Комментарии для сайта Cackle