Решительность Беларуси: о ЕАЭС, СГ и белорусском суверенитете SPEKTR.BY

«За прошедшие три с половиной года со дня вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе проделана большая работа по вопросам межгосударственного взаимодействия. Однако эффективность проводимых мероприятий все еще желает быть лучшей», – отметил Александр Лукашенко 14 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи.

Белорусская сторона в Сочи, поднимая немаловажные для государства проблемы, отметила, что: при договоренностях о равных субъектах хозяйствования, газ для Беларуси все еще имеет высокую стоимость, договор создания к 2025 году общие рынки энергоносителей в рамках ЕАЭС не готов к обсуждению, не выработаны единые правила для общего рынка, а сам проект будет развиваться только при соблюдении основных свобод и договоренностей, опираясь на созданные сами же союзниками правила.

Что касается газа, то безусловно для Беларуси цены являются колющими: 129 и 127 долларов за тысячу кубометров для нынешнего и следующего года. Стороны ранее договорились о стоимости лишь на данный срок  – два года. В Сочи данный вопрос поднимала Беларусь в лице Владимира Семашко, который конкретно дал понять, что к следующему году не мешало бы определить траекторию, по которой можно будет двигаться к близкой цене газа.

Говоря о словах главы государства Александра Лукашенко, касательно соглашений создания к 2025 году общих рынков энергоносителей в рамках ЕАЭС, то действительно, белорусский меркантильный интерес тут присутствует, однако не только его, но и всех стран-союзников ЕАЭС.

Создание рынков, о которых идет речь, бесспорно зависит в большей степени от России в силу того, что она обладает большими ресурсами. Однако, важно понимать, что для российской стороны данный переход к рыночным отношениям с союзниками не выгоден как по экономическим, так и по политическим причинам.

Затрагивая тему не выработанных единых правил для общего рынка, о которых было сказано белорусской стороной, то необходимо понимать, что экономическая структура стран ЕАЭС имеет большое количество отличий. Также важно, что кто-то передает сырьевые ресурсы на экспорт, кто-то делает ставку на продукты переработки. Именно поэтому на данный момент сложно говорить о каких-либо единых правилах общего рынка в ЕАЭС.

На заседании Совета, Александр Лукашенко не раз пытался обсудить двусторонние экономические отношения с Россией, а прошедшая на полях саммита двусторонняя встреча являлась недолгой и не насыщенной обсуждениями наболевших для Беларуси проблем. К слову, решение данных проблем не будет таким быстрым как хотелось бы. Эксперты дают прогноз для экономики Беларуси и России – низкие темпы развития.
Если в случае с политикой, политологи на данный момент видят определенную схожесть в  проведении ее двумя главами государств, то в случае с экономикой тут дело в разных причинах. В случае с белорусской стороной – это страх Беларуси делать какие-либо реформы, в случае с российской – война санкций с Западом.

Стоит понимать, что экономика стран, чья специфика имеет искаженный вид благодаря своим политическим режимам и проблемам внешнеполитических отношений, не позволяет выстраивать систему равноправных рыночных отношений. Ведь политика, как бы не хотелось, но непосредственно влияет на экономику стран. Если с режимами двух стран все предельно ясно, то в случае с внешнеполитическими отношениями стоит заметить, что Россия стала претендовать на свое доминирование в ближнем зарубежье, а также пытаться утереть нос Западу, а Беларусь в свою очередь налаживает отношения с Западом и избегает всех возможных поступков России, способных затронуть белорусский суверенитет.

Касательно суверенитета, возможно, белорусскому лидеру было необходимо 23 года чтобы осознать национальные жертвы, пущенные еще на референдуме, ведь сейчас помимо продолжающейся не один год «мягкой белорусизации», налаживания отношений с Западом, Беларусь ставит на небольшую паузу проект Союзного государства.

Связана ли решительность Беларуси с осознанием собственного нахождения в позиции между двумя странами-соперниками, которые в некоторой степени тянут его как одеяло в разные стороны,  или же со страхом инкорпорирования к России, данное поведение государства лишь повысит значимость и проявит характер государства, если данное поведение не выйдет как минимум – за рамки дипломатии и как максимум – привычной политики нейтралитета.

Возвращаясь к теме, необходимо подытожить, что критика дел дает возможность понимать, почему строительство союза осложнено рядом причин: как внешними, таки и внутренними, а самым важным является то, что страны-союзники, руководствуясь на данном этапе лишь меркантильным интересом, дают понять, что ЕАЭС пока очень далеко до ЕС.

Полина ТИМОФЕЕВА
политический обозреватель SPEKTR.BY

Комментарии для сайта Cackle
По теме

“Раскол – это всегда плохо”. Лукашенко о ситуации в православии

Президент Беларуси Александр Лукашенко во Дворце Независимости встретился с Патриархом Московским и…

В Бресте на акции против аккумуляторного завода задержали Статкевича

Милиция задержала каждого десятого участника мирной акции протеста. Поддержать протестующих, которые выступают…

Фестиваль близнецов прошел в Минске

Счастья много не бывает – под таким девизом в минувшие выходные в…