Концерн «Беллегпром» признается, что теряет внутренний рынок SPEKTR.BY

По итогам I квартала удельный вес продаж товаров легкой промышленности отечественного производства на внутреннем рынке снизился и составил: верхняя одежда — 40,9 %, нижнее белье — 73,1, чулочно-носочные изделия — 82,2, обувь — 56,2 %. Такие данные приводятся в недавно обновленной концерном «Беллегпром» Программе развития легкой промышленности на 2015—2020 годы с перспективой до 2030 года, пишет Медиарынок.

Авторы документа сетуют на трудности, связанные с ценовой конкуренцией с зарубежной продукцией. Так, в сегменте трикотажных изделий основными соперниками белорусских компаний на внутреннем рынке являются китайские и узбекские производители. Причем при равных качественных характеристиках импортная продукция, например узбекская, оказывается значительно дешевле отечественной.

В последнее время агрессивными проводниками импорта стали массово открываемые предпринимателями из Средней Азии магазины площадью 100—400 кв. м («Тюбетейка», «Нишон» и др.). Товары в них предлагаются по крайне низким ценам. Вдобавок узбекская сторона лоббирует открытие в Беларуси торгового дома для продвижения своей продукции, а также планирует создать у нас дублирующее производство хлопчатобумажной пряжи.

Росту импорта способствуют беспошлинная торговля в СНГ и создание зон свободной торговли с третьими государствами. Например, на фоне подписания соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом импорт товаров легкой промышленности из этой страны в Беларусь с 2015 по 2017 год увеличился более чем в полтора раза, до 16 млн долларов. Ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с другими государствами, имеющими развитую легкую промышленность, в том числе с Индией, Египтом и Ираном.

В отраслевой программе отмечается, что присоединение России к ВТО лишило отечественных производителей возможности принимать меры по тарифной защите рынка. С 2012 года Беларусь, как член Таможенного союза, была вынуждена снизить пошлины на одежду с 10—20 до 5—7 %, на текстиль — с 9,5 до 7,3 %. После присоединения Казахстана к ВТО таможенные ставки по ряду позиций легпрома в Евразийском экономическом союзе снизятся еще в два-три раза.

Ситуацию усугубляет значительная доля серого импорта в ЕАЭС. По оценкам Евразийской экономической комиссии, она составляет до двух третей всех розничных продаж данной продукции. Не отягощенный импортными пошлинами и расходами на сертификацию товар беспрепятственно распространяется по всему союзу, в том числе в нашей стране.

На фоне открытия внутреннего рынка белорусские компании столкнулись с объективными трудностями, связанными с диверсификацией сбыта, поскольку ввозные таможенные пошлины на товары легкой промышленности во многих странах очень велики (от 8 % в ЕС до 75 % в Иране).

Растущие угрозы подвигли концерн «Беллегпром» скорректировать ключевые блоки (инновационное развитие, модернизация, внешнеэкономическая деятельность) отраслевой программы развития. Кроме того, ведомство рекомендовало компаниям пересмотреть свои стратегии развития.

По теме

Внешняя торговля Беларуси товарами и услугами: выход «в плюс» при падении товарооборота

Экспорт товаров белорусского производства в январе – ноябре 2018 года вырос к…

Сколько денег потратили на новое здание Верховного суда в Минске

Здание Верховного суда строится в престижном районе возле Дворца независимости. Объект должны…

Минфин планирует привлечь USD 50,0 млн от продажи облигаций

Минфин Беларуси анонсировал проведение 29 января открытой продажи государственных именных облигаций, номинированных…

В Беларусь в прошлом году пришло 326 млн долларов денежных переводов

В 2018 году денежные переводы белорусам из-за границы уменьшились почти на 13%…