9 октября белорусский бизнесмен Сергей Черечень раскритиковал криптовалюты, назвав их никем не застрахованным набором единиц и нулей. На следующий день, 10 октября, президент России Владимир Путин в ходе заседания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере и внедрения инновационных финансовых инструментов сказал, что «использование криптовалют несет серьезные риски, создавая возможность отмывания денежных средств террористами, а сам подобный цифровой актив выпускается неограниченным кругом анонимных субъектов и ничем не обеспечен», пишет Газета.ru.
«Криптовалюты в некоторых странах стали уже и становятся полноценным платежным средством, инвестиционным активом. Вместе с тем использование криптовалют несет и серьезные риски. Прежде всего, это возможность отмывания капитала, полученного преступным путем, ухода от налогов и финансирование даже терроризма, и, конечно, распространение мошеннических схем, жертвами которых могут стать рядовые граждане», — указал Путин.
С жесткой позицией по криптовалютам выступил во вторник и Банк России. Первый зампредседателя ЦБ Сергей Швецов на форуме «Российский рынок производных финансовых инструментов» заявил, что регулятор ведет работу с Генпрокуратурой по закрытию «внешних сайтов», на которых можно приобрести криптовалюту.
«Мы рассматриваем, в принципе, разные возможности использования блокчейна — действительно, это может быть и для передачи финансовых сообщений, для регистрации разного рода сделок. На наш взгляд, сфера применения блокчейна достаточно разнообразна. Второй вопрос — это национальная цифровая валюта. Возможно, основанная на блокчейне. Мы этот вопрос обсуждаем», — сказала Набиуллина.
Минфин России говорил о возможности разрешить проводить операции с биткоинами исключительно на бирже и только квалифицированным инвесторам.
Замглавы Минфина Алексей Моисеев также отмечал, что «пока мы занимаемся легализацией скорее блокчейна с точки зрения его как механизма оформления данных, с тем чтобы информация, которая хранится в блокчейне, имела такую же юридическую силу, как информация, которая хранится в других формах».
В тоже время, он выступал против сделок с недвижимостью с использованием криптовалют. «Пошла мода на расчеты в криптовалютах, в том числе и за недвижимость. Не буду в присутствии уважаемых людей называть это так, как я на самом деле об этом думаю. Скажем так, что эти действия являются, мягко говоря, странными, и уж точно не безопасными», — указывал Моисеев.
Он также оговаривался, что в случае каких-то судебных разбирательств пострадавшая сторона не может рассчитывать на защиту.
«Вы точно так же могли за камушки или ракушки торговать», — говорил замминистра.
В конце сентября председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что законопроект о регулировании криптовалют может быть подготовлен уже осенью. Парламентарий подчеркнул, что рынок криптовалют является необеспеченным финансовым инструментом, и риски, что будут формироваться финансовые пирамиды на его основе, высоки.
«У нас уже есть сигналы, что граждане продают дома, видя, что стоимость этих инструментов выросла в сотни раз. Очевидно, что мы должны отреагировать, чтобы защитить наших граждан», — сказал глава комитета.
Позднее депутат заявил, что в проект закона о легализации криптовалюты в России может войти пункт о введении ограничений для физических лиц по предельной сумме покупки токенов.
«Есть предложение начать с IСO, начать с токенов, причем даже не под идеологию криптовалют, а под идеологию развития рынка коллективных инвестиций — краудфандинг. То есть дать всем участникам возможность в приобретении этих инструментов, но ограниченной суммой», — сказал Аксаков.