Новое поколение «шестидесятников»? Как в Минске живет проект «Не:Трогай», собирающий все сливки молодого поколения SPEKTR.BY
Voiced by Amazon Polly

Сколько прекрасных литературных произведений и стихов подарила нам история! Удивительно, но именно слово – самое мощное оружие в руках человека, особенно если он творец! Одним словом, можно изменить сознание людей, приободрить, развеселить, убить, обогреть и спасти, одно лишь слово и человек в твоей власти.

На ваш взгляд, какая пора в истории самая романтичная? Эпоха рыцарей? Времена Пушкина и Блока? Возможно, вам нравится времена символистов и футуристов? А может, вы в восторге от эпохи шестидесятников, ведь эта чудесная пора поэзии Рождественского, Ахмадулиной, Аксёнова, Евтушенко и Вознесенского? Много прекрасных строчек – столько смысла, столько жизни.

И лишь 21 век приносит глобальный потери для искусства – так думают многие, тем более классицизм и старая романтика снова в моде. Но стоит ли это делать? Неужели в современном мире никто не способен окутать человека метафорой и унести в мир грёз?

А вы знали, что в Минске с 2016 года действует литературный проект «Не:Трогай», который собирает все сливки молодого поколения?

Корреспондент Spektr.by нашла основателя данного проекта Валерия Пшеничного. Парню всего 21 год, но он творит историю. Собственно, родом молодой человек из города, который тоже войдёт в историю – Островец, по образованию филолог и организатор многих культурных мероприятий в Минске.

Валерий Пшеничный

Как появилась идея проекта и кто принимал участие в разработке?

«С 2014-го года в Минске проводились крупные поэтические вечера «Читаю на заборе» в легендарном баре «ДК»на Толбухина. Их вел прекрасный (ныне покойный) поэт Сережа Долгополов, и это было так тепло и красиво, что, казалось, это будет продолжаться вечно» По сути, ситуацию в то время можно было назвать новой минской поэтической волной, когда создавалась определенная традиция проведения подобных вечеров и интенсивно развивалась любительская поэзия. У «Читаю на заборе» был свой неповторимый колорит. Кажется, такой яркой и приятной тусовки просто нигде больше не было.», – рассказал Валерий.

Молодой человек объяснил, что впервые на такое мероприятие он попал в своё 18-летие. Ему безумно понравилось, и он стал постоянным гостем на таких мероприятиях.Однако затем, к великой грусти, эти вечера закончились.

«Первый вечер «Не:Трогай» мы провели осенью 2016-го по заказу одного маленького бара, который хотел привлечь к себе новых посетителей. Я тогда уже начинал делать ивенты в Минске, и это предложение показалось очень интересным. Мы быстро поняли тогда, что народ просто не помещается в таких маленьких стенах, поэтому 30 декабря 2016-го провели новогодний поэтический вечер в Арт-Пространстве «Кислород». С тех пор там мы и проводим почти все наши ивенты. В первое время в организации принимал участие только я, но потом начали присоединяться другие люди: Лера Бурко и Даша Тимошенкова приходили фотографировать, нам очень помог в какой-то момент Федя Живалевский из группы «Голая Манашка», плюс постоянные наши критики и соведущие Владислав Колесников и Александр Грибоедов. Сложно назвать вообще всех, потому что в какой-то момент каждый участник и даже зритель помог нам в продвижении и в организации всего», – увлеченно продолжал рассказывать В. Пшеничный.

Почему именно литературный проект?

«На самом деле, мы занимаемся поэзией, литературой или, например, музыкой только лишь отчасти. Сложно сказать даже, что мы в принципе занимаемся искусством, потому что искусство создают авторы сами по себе и, чаще всего, в одиночестве. Когда же они объединяются на наших вечерах, когда на них приходят зрители, это больше похоже на общение. Мы не ставим перед собой цели «родить» новых гениев белорусской поэзии», – отметил собеседник.

Как отметил В. Пшеничный, в Минске, к сожалению, отсутствуют подобные эксклюзивные ивенты, кроме выставок, концертов – ничего столь увлекательного на вечернюю пятницу не найдёшь.

«Я сам от этого очень страдаю, и знаю, что многим этого не хватает. Поэтические вечера – это прекрасная возможность услышать других людей, найти интересных друзей, выступить или высказаться самому. В этом плане наше название «Не:Трогай» является просто иронией над ситуацией: вокруг как будто очень много недотрог, но если собрать их вместе, создать классную атмосферу и начать слушать стихи, этим людям становится просто приятно находиться рядом друг с другом», – прокомментировал В. Пшеничный.

«Расскажите, какие пути, методы вы использовали для продвижения своей идеи?»

«За два года мы успели перепробовать много разных методов: в основном, это раскрутка ВКонтакте, немного работаем с Инстаграмом, но лучше всего в этом плане, конечно, действует сарафанное радио. Грубо говоря, если вечер прошел удачно, люди будут звать друзей на следующий, а если им не понравилось, возможно, они придут через полгода, когда все уже будет немного по-другому. Но, на самом деле, лучше всего работают простые и бесплатные методы, да и мы не располагаем большими бюджетами для привлечения новых зрителей, потому что проект этот не совсем коммерческий», – подчеркнул Валерий

Расскажите про первых участников?

«Сложно точно вспомнить о тех поэтах, которые первыми выступали, а чтобы найти их список, придется листать тысячу записей за все два года. По-моему, в числе первых точно был Глеб Фиолетов (не уверен, что он до сих пор пишет и выступает), Лейла Джей (прекрасная поэтесса, пишет уже очень давно), Викентий Пержинский (поэт с очень сильными стихами, помимо прочего, еще и настоящий офицер).

Их можно долго перечислять, но в основном на первых порах это были «ветераны» минской поэзии, то есть люди, которые уже несколько лет посещали разные поэтические вечера и регулярно читали. Позже к нам стало приходить больше начинающих авторов или таких, которые нигде не читали, а у нас все-таки самая открытая и демократичная площадка. Не смогу сосчитать, сколько именно поэтов и музыкантов у нас выступило, но это число уже точно перевалило за 200 человек и, скорее всего, приближается к 300», – рассказал В. Пшеничный.

Как происходил отбор участников?

«Вначале отбора никакого не было, но позже все-таки пришлось выбирать среди множества заявок. Вообще, мы стараемся давать возможность читать всем людям независимо от нашего субъективного мнения. Но при этом есть реально заслуженные авторы, которые давно и много пишут и читают, а есть начинающие писатели, которые, возможно, просто хотят себя попробовать.

Мы стараемся соблюдать пропорции 50:50 на каждом вечере: то есть половина выступающих будет из числа старых участников, а другая половина из новых. Далее мы (иногда я один, а иногда в компании других опытных людей, мнению которых я доверяю) просто вычитываем стихи и стараемся как-то скомбинировать выступления таким образом, чтобы соблюдалась гармония и общая атмосфера вечера. Конечно, не всегда выходит идеально, особенно в случае с новыми поэтами, которые еще никогда не выступали, но практически всегда выходит душевно и по-своему лампово», – признался Валерий.

Как вы набирали жюри и в целом о критиках, которые присутствовали на ваших вечерах?

«Жюри у нас, разумеется, никакого нет, потому что нет нужды по-настоящему оценивать чужое творчество. Конечно, мы на каждом вечере мотивируем публику высказываться и давать комментарии всем участникам, и обычно так и происходит. Наш основной критик – это сам зритель, потому что многие люди уже давно знают друг друга из-за наших вечеров, и могут в целом сказать что-то дельное касательно творчества выступающих. Есть люди, которые постоянно высказываются: например, Саша Грибоедов или Владислав Колесников (они стали нашими негласными критиками). Еще мы просим поэтов комментировать друг друга после выступлений, чтобы у всех был какой-то фидбек. На наших поэтических слэмах (это особый вид литературных соревнований) действительно необходимо жюри, чтобы выбирать среди лучших поэтов. Это тоже все наши зрители: они просто высказываются и поднимают руки за того или иного поэта. И на один негативный комментарий находится другой позитивный», – отметил В. Пшеничный.

Набор поэтов приостановлен, или вы до сих пор в поиске новых лиц?

«Мы постоянно стараемся давать места для чтения новым поэтам, на каждом вечере. Просто физически не получается пускать всех желающих. В итоге здесь, конечно, присутствует какой-то субъективный отбор: я, например, легко (как мне кажется) могу определить, когда человек всерьез занимается поэзией, а когда для него это всего лишь небольшое хобби, которое для него висит где-то на второстепенных ролях. Когда человек реально выливает душу в стихи, это сразу видно.

В то же время, я часто ошибаюсь, не пуская читать какого-то одного автора, а после того, как он, наконец, выступит у нас, сам подхожу и извиняюсь за такой промах. Это потому, что талант действительно часто невозможно рассмотреть, не послушав человека вживую», – рассказал Валерий.

«Сквозь пунцовый зрачок
в квадрате окна
утро как
беспокойный сосед
смотрит кто
так рано вернулся»
Из стихотворения В. Колесникова

На ваш взгляд, какое сейчас поэтическое направление более популярно?И в каком жанре пишут молодые поэты?

«Интересный вопрос, потому что ответ на него мог бы обусловить определенный поэтический успех. Но ответить на него не получится, потому что, если, например, в рэпе есть преемственность какого-то авангарда от абстрактного хип-хопа к клауд-рэпу или к трэпу, то в плане поэтических жанров авангарда нет у самой поэзии как таковой. У нас читают представители разных жанров, течений и традиций: есть последователи классических форм и приемов, есть постмодернисты или, например, авторы, которые занимаются метафизической поэзией. Кто-то читает на русском, кто-то на белорусском, кто-то даже старается экспериментировать с «трасянкой». Но, в конце концов, успех выступления определяет выразительность форм и смыслов, а также самого прочтения стихов: если человек по-настоящему верит в то, что пишет, и не боится показать это публике, его в любом случае встретят с большим одобрением», – подчеркнул Валерий.

“Хутка надыйдзе холад
Праз вільготныя скруткі турбот
Я зірну ў твае вочы праз солад,
І праз хмель мне развяжа рот.

Мае вочы халоднай вадою
Абуджаюць і сцюдзяць цябе.
Я турбота, я кучка гною
А ты кветка што ў ім расне.

Нават у час калі не размаўляем
Нават у час калі аллес капут
Ты пакліч на кубачак чаю
Што ў цэнтральным з бальзамам нальют”

РыгорШабека

Вы сами пишете или только как организатор?

«Пока не начал организовывать вечера, очень много писал. Сейчас тоже пишу, но больше в стол. Дело в том, что, познакомившись с большим количеством по-настоящему талантливых людей, ты просто обязан критично относиться к своим стихам. Иногда я позволяю себе читать на наших вечерах, но довольно редко. Мне все больше нравится просто слушать и понимать других, просто учиться у них тому, как можно смотреть на мир», – очень скромно отметил Валерий.

Собираетесь ли совершенствовать проект?

«Под эгидой «Не:Трогай» за два года провели более 60 мероприятий, включая поэтические вечера, концерты, фестивали, дискуссионные клубы, кинопоказы и лекции. Разумеется, мы хотим идти вперед, находить новых интересных выступающих, знакомиться с другими площадками в Минске. На данный момент ищем способы запуска собственного мерча, а также постоянно находимся в активном поиске таких мест, которые позволили бы нам регулярно проводить наши ивенты на бесплатной основе. В основном мы экспериментируем с новыми форматами, опираясь на те возможности, которые нам дает новое место», – специально для Spekt.by рассказал Пшеничный.

Как на ваши проекты реагируют люди? У вас уже есть своя центральная аудитория?

«Да, разумеется, есть определенный костяк людей, которые знают, что такое «Не:Трогай»: они приводят своих друзей, постоянно ходят сами, участвуют и помогают. Реакцию людей лично мне проще всего узнавать по ответам на рассылку, которую мы делаем перед каждым ивентом. Положительных отзывов намного больше, чем негативных, но это, вполне вероятно, связано также и с тем, что большая часть нашей аудитории – это слишком культурные и деликатные люди, и они вряд ли будут напрямую говорить о каких-то недостатках», – отметил Валерий.

Где вы брали средства на реализацию проекта? Какие горизонты вы открываете перед участниками, есть какие-то бонусы или дальнейшее продвижение их творчества, и что от этого получаете вы?

«Проект с самого начала был абсолютно бюджетным: грубо говоря, для организации мероприятий требовалось только договориться с местом, придумать концепт вечера, пригласить нужных авторов и зрителей. Это все можно сделать абсолютно бесплатно, а деньги на оплату места передать после самого мероприятия. Мы не имеем цели заработать на данный момент: лично у меня есть другие способы дохода и те дивиденды, которые появляются после вечеров, в большей мере идут на оплату самого места. Большинство участников приходят и выступают у нас тоже на бесплатной основе, за исключением нескольких случаев, когда мы платили довольно популярным исполнителям.В идеале мы планируем запустить полноценный проект на YouTube, через который действительно могли бы популяризовать сообщество и отдельных участников, которые выступают у нас уже очень давно. Сейчас это все на этапе проработки идеи и поиске людей, которые реально хотели бы участвовать, снимать и другими способами помогать в создании подобного контента», – заключил В. Пшеничный.

“Я нарадзіўся ў гета паўднёва-заходняй правінцыі
не прынцам, не рыцарам,
а шэранькім пралетарыям
без амбіцый і амуніцыі
з адзіна магчымым прынцыпам –
быць верным сабе
нават у малых дэталях.”
Евгений Чернышов

Новое поколение творцов, новое поколение «шестидесятников»!

По теме

В Беларуси провели первую гибридную операцию на сердце

В Беларуси была проведена первая гибридная операция в области кардиохирургии. По словам…

Из ледовой арены детско-юношеской школы сделают столовую на Евроигры

В специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва по фигурному катанию демонтируют главную ледовую…

Лукашенко назвал полным идиотизмом войну с памятниками в соседних странах

Война с памятниками в соседних с Беларусью странах – это полный идиотизм.…

Будет ли 2 января 2019 года выходным днем?

Совет министров рассматривает предложение Министерства труда и социальной защиты сделать 2 января…