Это молодой белорусский режиссер Алексей Демидчик. Еще пару лет назад он работал в борисовском Дворце культуры, а сейчас ставит и помогает ставить спектакли в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Корреспондент SPEKTR.BY узнал у молодого режиссера, как он попал в «Александринку», как проходят его рабочие дни и какие у него творческие планы.

— Расскажите немного о себе: где учились на режиссера, где после этого работали?

У меня два театральных образования. Я закончил Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «театральная режиссура». После этого 2 года отрабатывал по распределению в борисовском Дворце культуры в театре-студии «Триумф». Потом буквально сразу же поступил на магистратуру в Санкт-Петербург в Российский государственный институт сценических искусств на факультет сценических постановок. Моя программа называлась «проектирование и документирование спектаклей». С одной стороны, она связана с подготовкой документации к выпуску спектакля на сцене, когда уже происходит процесс репетиций. С другой стороны, это научная деятельность, связанная с реконструкцией, фиксацией спектаклей, фиксацией сценического текста. Это такая очень узкая специальность, но на самом деле этого в дипломе у меня не прописано. У меня просто написано, что я магистр театрального искусства. Это позволяет заниматься любой театральной работой, спектр возможностей безусловно большой. В том числе могу занимать руководящие должности. Благодаря тому, что у меня есть режиссерское образование, я могу этим заниматься.

На данный момент я работаю в Александринском театре. Уже третий сезон стартовал, как я связался с «Александринкой».

— Почему вы решили поехать учиться именно в Петербург? Сложно ли было туда поступить?

Для меня этот город был овеян каким-то романтическим ореолом. Это для меня российский Париж. Город не такой огромный, как Москва, не с таким большим количеством иммигрантов. Понятно, что Петербург называют столицей с провинциальной судьбой. По сравнению с Москвой он провинциален, в принципе.  Но сам город мне нравится, его антураж, интересная энергия, атмосфера, старина, которая воздействует на мозги. К тому же, у меня тут были друзья и я знал, что еду не в никуда, а к кому-то. Также сюда переезжают многие творческие люди, именно творческие, а не амбициозные. Все амбициозные едут в Москву, а творческие именно в Петербург. Тут действительно атмосфера для творчества – много разных неформальных людей, людей, которые занимаются разными видами искусства.

Сложность в поступлении была только в том, что ты оторван от театрального контекста, который проходят в России. Беларусь – это не то, что провинция, но отшиб. Все культурные события, которые происходят в мире или России доходят до нас через много лет. Все театральные течения, которые в России были популярны лет 10 назад, сейчас в Беларуси воспринимаются как что-то новаторское. Если какие-то театральные  нововведения попадают в Россию из Европы с отставанием в 5 лет, к нам они приходят из-за изолированности страны через Россию через какой-то промежуток времени. То, что в Европе актуально сейчас, у нас будет актуально лет через 15. То есть мы с такой задержкой развиваемся. Я, например, не имел возможности быть включенным в современный театральный актуальный процесс, который происходил в Петербурге и в России вообще, тяжело за этим следить. Нужно в этом купаться: что-то смотреть, слушать фамилии, общаться с людьми. В этом плане мне было тяжело. Поэтому мне удалось поступить благодаря знаниям, которые я приобрел до этого. Они проверяют, как ты мыслишь, твое театральное видение, твой театральный «бэкграунд». Поэтому было сложно поступить, безусловно.

— Как привыкали к культурной столице?

Сложно было привыкнуть только к климату. Он отличается от климата в Беларуси – тут холоднее, зима длиннее. Когда ты работаешь в театре, идешь утром на репетицию (особенно это ощущалось, когда я жил на окраине), встаешь задолго до начала, едешь – еще темно. Приезжаешь в театр и там темно, как в казино – нет окон, только театральный свет. Уезжаешь из театра – уже темно. Такое ощущение, что ты живешь в полярной ночи, и это, конечно, отнимает все силы.

В плане взаимоотношения с людьми есть интересные нюансы. Тут люди какие-то более деятельные. Легко найти амбициозных. В этом плане было интересно привыкать, потому что у нас люди не такие, они у нас поспокойнее. Ну и конечно привыкал к тому, что здесь очень много культурных событий, только нужно успевать их фильтровать и отдавать отчет, чем ты заполняешь свой мозг.

— Как вы начали работать в Александринском театре?

Начну издалека. Мои занятия в магистратуре проходили на новой сцене Александринского театра. В рамках учебной программы у нас были встречи с различными театральными деятелями современности, которые, непосредственно, работают в этом театре. Так получилось, что в один из дней я посмотрел 2 спектакля главного режиссера театра Николая Рощина. Они мне жутко понравились, и я захотел работать с этим человеком, потому что его постановочный язык очень близок мне по духу. Я хотел приобрести у него какие-то знания, понять что-то новое. И так получилось, что буквально через день-два у нас была встреча с Николаем Рощиным. Он тогда сказал, что ему нужен помощник, потому что его нынешний занимается уже своими проектами, поэтому ему нужен человек, который был бы у него как ассистент. И я просто спросил, могу ли я прийти к нему на репетицию в 11 утра. Николай Александрович спросил у меня кое-какие вещи и пригласил на репетицию. Вот и все. Это произошло вот так, как бы спонтанно. После этого я вписался в спектакль «Баня». Выпустил его до конца. Около 3-4 месяцев посещал репетиции, составлял партитуру спектакля на 120 страниц. После спектакля я сказал Николаю Александровичу, что хотел бы продолжать с ним работу. Он сказал, что ему тоже понравилось, как я работаю, что я ответственно ко всему отношусь. Он взял меня в следующий спектакль полноценно. Мы выпустили спектакль «Сирано де Бержерак». И весь цикл выпуска спектакля (это целый год) я был там. Вот так и попал в театр. Где-то благодаря своей настырности и содействию людей. В театральной сфере почти все связано с везением и стечением обстоятельств.

Безусловно, мне там очень нравится работать. Тут совсем иные задачи, интересные проекты, большие постановочные возможности и способы для роста. Есть финансирование, что немаловажно для театра. Это крупнейший театр Питера. Я стою горой за этот театр. Мне всегда хотелось корпоративности – быть причастным к какой-то структуре, которой я буду верен. Потому что в театре именно так. Люди служат театру, трепетно к нему относятся. Каждый театр – это отдельная история, отдельная эстетика, отдельные взгляды. Те взгляды, которые сейчас здесь, тот художественный язык, который превалирует тут, мне нравится, мне по душе, и я готов за него сложить голову.

— Насколько работа там отличается от работы в Беларуси?

Во время студенчества я работал в Молодежном Театре в Минске. И если сравнивать работу там и работу в Питере, то понятно, что это разного рода театры. Разница в оплате труда, интересности проектов и профессионализме людей. Но мне об этом сложно говорить, потому что я не так много работал в Беларуси в театрах. Если бы я поработал в каком-нибудь «Купаловском», я бы мог сравнивать. Потому что надо сравнивать подобное – национальные академические театры. Нельзя сравнивать какой-то подвальный театр и большую сцену, потому что там разные задачи, разные бюджеты – все разное. Но конечно есть отличия в плане организации труда. Тут жестче условия, жестче конкуренция. Тебе нужно соответствовать требованиям, постоянно развиваться. Главное отличие – тебя постоянно подстегивает что-то, ты должен расти и двигаться, двигаться, двигаться…

— Как там относятся к белорусам и белорусскому образованию?

Белорусов здесь любят и к белорусам относятся хорошо. Надо отдать должное политике, которая ведется между двумя нашими странами. К белорусскому образованию относятся тоже нормально. У меня не возникало каких-то проблем с этим, чтобы мне говорили: «Ах, ты заканчивал белорусский ВУЗ, ах ты такой-сякой». Никто ничего не спрашивает, смотрят на то, что ты умеешь, и как ты выполняешь свою работу. А образование играет исключительно формальные роли. Главное, чтобы у тебя диплом был, да и все.

— Насколько сложно работать в Александринском театре?

Я бы не сказал, что работать мега сложно. Есть свои нюансы, сложности, с которыми приходится справляться. Сложности исключительно для меня – это высокая конкуренция и «междусобойчки». Также разное культурное поле. Мне многие вопросы в культурном поле, например, в политике неинтересны. Мне на них все равно. Но они касаются творчества, повседневной жизни, людей это будоражит, а тебя нет. В этом план сложно работать. А так, если у тебя есть единомышленники, работать несложно. Я вхожу в такую команду, где мне близок постановочный язык. Я не мучаюсь, по крайней мере.

— Как обычно проходит ваш рабочий день?

Если я расскажу свой рабочий график, многие скажут, что мне повезло. Я работаю только в дни, когда есть мои спектакли, в которых я занят. В месяц у меня бывает порядка 10-ти занятых дней. При этом зарплату мне платят в нормальном ключе. Это не значит, что работа останавливается. Всегда есть проекты, которые я должен выполнять. Еще я пишу свои сценарии, разрабатываю свои режиссерские замыслы, то есть работа идет постоянно, вне зависимости от занятости в театре. При этом могут быть какие-то встречи, которые возникают спонтанно и быстро – надо куда-то сходить, с кем-то увидеться. В день, когда есть спектакль, я прихожу к началу репетиции. Это 11 утра, либо 15 часов, если спектакль вечерний. Мы приходим к 15:00, репетируем до 17:00, потом перерыв и вечером смотрим спектакль. Когда идут активные репетиции перед выпуском спектакля мы работаем с 11 до 15, а вечером занимаемся другими вопросами: что-то делаем по сценографии, что-то по декорациям. Встречаемся с продюсерским отделом, постановочной командой, придумываем что-то с композитором. Процесс идет постоянно, в фривольном порядке, но идет. Когда был выпуск спектакля уже на сцене – самый активный период – начинаются репетиции в 11 и заканчиваются в 22-23 часа. Все это время ты что-то думаешь, репетируешь, помогаешь, сочиняешь, подсказываешь, записываешь. Думаешь, как что-то улучшить, сократить. Тяжело, но это процесс репетиций такой.

— Хотите остаться работать в «Александринке» или думаете о смене места работы?

Я не хочу пока менять место своей работы, потому что я понимаю, что не все узнал об этом театре. Не сделал все, что хочу сделать. Мне здесь очень интересно, и о смене работы я не думаю. Я только думаю, как бы дополнить свою работу в театре еще чем-то. Пока мне будет интересно, а я думаю, это будет продолжительный период времени, я готов здесь оставаться, работать и грызть землю за этот театр. Мне нравится команда, которая у нас постепенно формируется из спектакля к спектаклю. У меня уже есть определенные представления о том, что будет со мной через год в плане работы в театре. Пока то, что планируется на следующий год-полтора в Александринском театре мне по душе, мне это интересно, и менять я ничего не хочу.

— Какие у вас планы?

В будущем хочу делать свои проекты. Сейчас мне очень нравится сценарное мастерство. Меня всегда качает из одной стороны в другую. В планах писать пьесы, сценарии. Попробовать себя в анимации. Мне всегда хочется пробовать какие-то смежные с театром проекты. Хочется попутешествовать летом. Летом в театре межсезонье, и только тогда получается уехать. Работать, ждать путешествия, общаться с новыми людьми, заводить профессиональные контакты. В Питере моя жизнь связано с профессиональной деятельностью. Все планы у меня связаны с только ней.

Ну а в начале апреля на Новой сцене пройдет премьера моего режиссёрского и сценарного дебюта – спектакля по роману И. Тургенева «Дым».

Беседовала Дарья Левкова.
Специально для SPEKTR.BY

По теме

Выходные ожидаются теплые и без осадков

В субботу, 16 февраля, ожидается облачная погода, днем ​​с прояснениями, информирует Белгидромет. Существенных…

Кофейня с роботом-бариста откроется в Национальном аэропорту

Кофейни с белорусскими роботами-бариста открываются в Киеве, а скоро они появятся и в Минске, сообщает БелТА. Разрабатывают таких роботов…

Задержан гендиректор холдинга «Лидсельмаш»

Правоохранительные органы задержали гендиректора управляющей компании холдинга «Лидсельмаш» Юрия Вашкевича. Об этом TUT.BY…

Генпрокурор подтвердил задержание председателя Межбанковского расчётного центра

Генпрокурор Александр Конюк подтвердил, что председатель правления ОАО “Белорусский межбанковский расчётный центр”…

В понедельник ожидаются дожди, туман и слабый гололед

В ближайшие сутки, 18 февраля, в Беларуси ожидается погода с переменной облачностью…

В понедельник будет дождь, мокрый снег и до +6

11 февраля в Беларуси ожидается облачная погода. Ночью по западу, днем ​​местами…

Беларусь в 2019 году получит первую партию многоцелевых истребителей Су-30СМ

Министр обороны РФ Сергей Шойгу в среду посетил Иркутский авиационный завод, где…

Минздрав не будет сообщать МВД о половой жизни школьниц

20 февраля в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь прокомментировали информацию о том, что…

Супруга главы МИД стала ведущей ОНТ

Вера Полякова, жена Владимира Макея, министра иностранных дел, сообщила, что будет вести…

Лукашенко поздравил Кирилла с десятилетием со дня Патриаршей интронизации

Александр Лукашенко направил поздравления Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который отмечает…