Осенью в Беларуси ожидается избирательная кампания. Теперь уже ясно, что это будут парламентские, а не президентские выборы. Почему, несмотря на сокращение срока полномочий депутатов, они не будут считаться досрочными и с какими праздничными датами могут совпасть ближайшие избирательные кампании?

Об этом председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина рассказала в интервью Naviny.by.

— Александр Лукашенко во время ежегодного послания народу и парламенту 19 апреля заявил, что в этом году в Беларуси пройдут парламентские выборы, в следующем — президентские. Советовался ли президент с ЦИК перед тем, как определить такую очередность?

— Я не знала ни о периоде, ни об очередности проведения избирательных кампаний. То, что речь во время послания народу и парламенту может пойти о выборах, я предполагала и анонсировала не раз в своих интервью. Не потому, что меня кто-то поставил об этом в известность. Но тот самый чиновничий опыт и долгий путь моей работы в данной должности свидетельствуют о том, что все главные политические заявления, как правило, делаются во время конституционного послания.

Поскольку это был злободневный вопрос, который уже назрел, естественно, я, как и другие, ожидала, что во время послания президент сделает подобное объявление. Поэтому это было для меня новостью, но новостью ожидаемой.

То есть вы услышали об этом впервые?

— Президент не советуется с ЦИК по этому поводу. Он может обсуждать какие-то тактические моменты проведения выборов, но стратегию он всегда определяет сам.

— Лидия Михайловна, сразу по окончании послания вы назвали «интересной мыслью» предложение главы государства о проведении парламентских выборов 7 ноября — это четверг. Ваше мнение: готовы ли белорусы к проведению выборов не в воскресный день? Будете ли обсуждать с президентом другую дату для выборов в ноябре?

— Ну, интересная мысль, потому что у нас впервые происходит подобное — проведение выборов предлагается в праздничный день.

Это не противоречит закону. Несмотря на то, что в Беларуси выборы всегда проходят в воскресенье, только в отношении выборов президента есть специальное предписание о том, что они должны проходить в воскресный день. 7 ноября — это выходной день, он не является днем, связанным с какими-то сакральными моментами, я имею в виду религиозными, когда можно было бы говорить о неуместности проведения выборов.

Единственное, этот день неудачен в том плане, что он является первым днем в череде длинных выходных. Плюс ко всему это школьные каникулы. С одной стороны, это неплохо: школа свободна, можно говорить, что безопасность детей в этот момент будет полностью соблюдена. Почему я говорю об этом? Потому что сейчас везде в школах усилен пропускной режим и контроль за безопасностью.

Однако начало длинных выходных, вполне возможно, приведет к тому, что очень многие люди будут в этот период где-то отдыхать, может быть, находиться за границей. И поэтому я просто боюсь: этот день неудачен тем, что он может отрицательно сказаться на явке избирателей. И президент ведь не говорил однозначно о 7 ноября, он говорил о близкой дате к этому дню.

Поэтому Центральная избирательная комиссия будет вносить предложение главе государства. Мы считаем, что самой удачной в этом плане является дата 17 ноября.

— В какой срок глава государства должен назначить парламентские выборы, если они пройдут в ноябре?

— У нас в законодательстве прямо указано, что выборы назначаются не позднее чем за три месяца до даты их проведения. Так называемый трехмесячный технологический срок. Поэтому, если мы говорим о выборах, предположим, 7 ноября, то они должны быть назначены не позднее 6 августа. Если 17 ноября — не позднее 16 августа. Поэтому начало или середина августа будет началом избирательной кампании.

— Вы неоднократно подчеркивали, что совмещение двух избирательных кампаний может вызвать сильную политизацию общества. В чем, по-вашему, здесь кроются риски, какие конкретно?

— Политизация общества — это, наверное, общая фраза, хотя она абсолютно правдивая. Потому что, действительно, все общество будет вовлечено в процесс обсуждения кандидатур. Сначала при выдвижении. Затем — сбор подписей и проведение многочисленных митингов. Это дебаты, вполне возможно, это обмен обвинениями, как это бывает в течение избирательной кампании. И это всегда вносит политический раскол в социальную среду.

В конце концов, когда произошли известные события на Украине, там рушились семьи, родственники оставались в разных странах. Это приводило к самым разным тяжелым последствиям. Вот что такое политизация общества.

Когда все общество вовлечено только в одно — в избирательный процесс, причем с двух сторон — это, естественно, повышает социальную и политическую напряженность. Это ухудшает эмоционально-психологический фон, экологию всей общественной жизни.

Но не только в этом опасность. В любом государстве существует разделение властей. Каждая ветвь власти является гарантией существования остальных. И парламент является гарантом стабильности общества в период проведения выборов президента. В свою очередь глава государства гарантирует политически стабильную обстановку во время проведения выборов в парламент. Вот эта система взаимных гарантий и может быть нарушена при совместном проведении двух избирательных компаний. Мы должны в первую очередь думать о безопасности самого нашего общества и государства, когда определяем календарь выборов.

— Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся парламентских выборов в случае, если они пройдут уже осенью, — это существенное (примерно на 10 месяцев) сокращение полномочий депутатов шестого созыва. Согласно Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены только в нескольких случаях: при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Почему в данном случае выборы не будут считаться досрочными?

— В Конституции идет речь не о досрочных выборах, а о досрочном прекращении полномочий парламента. Досрочные выборы и досрочное прекращение полномочий — это абсолютно две разные вещи. Статья 94 Конституции указывает основания для досрочного прекращения полномочий парламента, но это является специальным актом. То есть президент должен принять решение, за определенный срок проконсультироваться с руководителями палат парламента и издать указ о прекращении его полномочий.

Ничего подобного у нас нет. Никакого досрочного прекращения полномочий парламента не происходит. Но выборы, действительно, проходят раньше срока.

Это может касаться и выборов президента, и местных выборов. Самое главное условие — чтобы выборы не проходили позже необходимого срока. Да, может быть, это отдельно не урегулировано законом. Но глава государства вправе воспользоваться такой возможностью, которая ему дается.

— То есть сокращение срока полномочий действующего парламента в данном случае не будет считаться досрочным прекращением его полномочий?

— Нет, не будет являться. С одной стороны, выборы досрочные. Но поскольку не совершаются те действия, которые предписывает статья 94 Конституции — не принимаются специальные решения о досрочном прекращении полномочий парламента, эти действия под данную категорию не подпадают.

— А вы не опасаетесь негативной реакции депутатов на то, что их срок сократят на одну сессию, вдруг обидятся?

— Ну что делать? Это нормальная политическая дискуссия. Вполне возможно. И отдельные депутаты, кстати, высказывают свою позицию по данному вопросу.

Но Центральная комиссия ведь не назначает выборы. Я бы, может быть, и опасалась реакции, если бы это было решение ЦИК. В данный момент мы являемся исполнителем, техническим органом, который организует проведение выборов.

— Вы также уже озвучивали предлагаемую дату проведения президентских выборов в 2020 году — 30 августа. Почему именно эта дата? Какие есть аргументы в ее пользу?

— Дело в том, что дату я не предлагаю, она является расчетной. Выборы президента проходят не позднее двух месяцев до истечения сроков полномочий главы государства.

6 ноября 2015 года глава государства принес клятву на верность белорусскому народу — состоялась инаугурация. Следовательно выборы должны пройти не позднее 5 сентября 2020 года, а это суббота. То есть последнее возможное воскресенье для проведения президентских выборов — это 30 августа. Как видите, здесь ничего личного.

Поскольку глава государства во время послания заявил о том, что выборы президента пройдут точно в срок, то никакой другой даты, кроме 30 августа 2020 года, я предположить не могу, ее просто не существует. Либо выборы тоже нужно проводить досрочно, то есть переносить их, предположим, на весенний период.

— Получается, что выборы станут подарком главе государства на очередной день рождения. Как-то думали об этом, когда предлагали эту дату?

— Нет, абсолютно. Я, честно говоря, совершенно не думала так. И я не уверена, что это является подарком — день выборов в день рождения. Это уже очень извращенное понятие о подарке. Я прочла в «Комсомольской правде» об этом совпадении и страшно ему изумилась.

— Возможно ли перед парламентскими выборами внесение изменений в Избирательный кодекс? Продолжит ли Центральная комиссия вносить рекомендации международных наблюдателей в методические рекомендации для комиссий на местах?

— Внесение изменений в избирательное законодательство, я думаю, не реально уже. Если бы субъект права законодательной инициативы, в данном случае глава государства, собирался их внести, он бы сделал это раньше. Потому что Центральная комиссия ранее на основе рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ образовала группу экспертов, которые выработали ряд предложений и направили их президенту.

Но глава государства, кстати, в одном из своих интервью и на встрече с представителями ОБСЕ пояснял, что, на его взгляд, вносить изменения в избирательное законодательство нужно уже после модернизации Конституции Республики Беларусь. Поскольку пока вопрос о реформировании или модернизации Основного закона не вынесен на общественное обсуждение, мы не знаем, в чем будут состоять эти изменения, то говорить о том, что будет меняться Избирательный кодекс, не приходится.

Что же касается наших предложений о правоприменительной практике, то все демократические нормы, которые мы заложили при прежних избирательных кампаниях, несомненно, сохранятся.

— А какие-то новые идеи у ЦИК в этом направлении есть?

— Вы знаете, может быть, что-то и есть. Мы даем рекомендации избирательным комиссиям, если не прописываем, то даем их устно. Чтобы, например, порядок проведения предвыборных собраний и встреч опирался на ту практику, которая закладывается в норме о порядке сбора подписей. То есть можно везде, где прямо не запрещено. Это продолжит являться главной такой рекомендацией.

Вообще, могу сказать, что либерализация порядка проведения предвыборных мероприятий привела к тому, что на местных выборах у нас в четыре раза сократилось количество жалоб, связанных с проведением предвыборной агитации.

Если говорить о субъектах законодательной инициативы, депутат Анна Канопацкая еще в 2017 году начала разработку предложений по повышению прозрачности избирательного процесса. Насколько нам известно, Национальный центр законодательства и правовых исследований вынес по ее проекту негативное заключение. Вы знакомы с проектом Канопацкой, где он сейчас?

— Анна Канопацкая обращалась в ЦИК. Более того, она присутствовала на заседаниях экспертной группы по внесению изменений в избирательное законодательство. Все предложения, в том числе и те, которые передала Канопацкая, направлены, скажем так, «наверх».

— Не могу не коснуться недавних выборов у южных соседей. Вы наблюдали за первым туром президентских выборов в Украине и сказали, что их организация была безупречной. Вас удивила победа Владимира Зеленского во втором туре?

— В определенном плане итог украинских выборов удивил. Я не думала, что безоглядно такое количество граждан Украины отдаст голоса Зеленскому и что в обществе существует такой запрос на перемены. Потому что в ходе наблюдения мы общались с разными людьми и, может быть, так совпало, но казалось, что у господина Порошенко достаточно много сторонников.

© Белорусские новости 

 

 

По теме

МЗП и доходы граждан Беларуси за август-2020 не индексируются

11 сентября появилась информация, что минимальная заработная плата (МЗП), а также денежные…

Литва: Беларусь хочет войны

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс прокомментировал действия Лукашенко. По мнению политика,…

ГУВД Минска: милиция непричастна к исчезновению Колесниковой

По официальным данным ГУВД, милиция Минска не задерживала Колесникову в центре города.…

Встреча Лукашенко и Путина состоится 14 сентября

Появилась официальная информация о встрече президентов России и Беларуси. В Кремле сообщили,…

Гайдукевич: белорусов нужно уводить с улиц, но не с помощью ОМОНа

Экс-доверенное лицо президента, депутат, глава Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич считает, что…

Литва максимально упростит условия получения виз для белорусов

Литва хочет максимально упростить процедуру выдачи виз для белорусов. Сообщается, что власти…

Дмитрий Песков рассказал, когда Лукашенко приедет в гости к Путину

7 сентября Песков рассказал, когда Лукашенко приедет к Путину. Как утверждает пресс-секретарь…

Экс-главу президентского пула Дмитрия Семченко осудили на 15 суток

11 сентября стало известно, какое наказание «за не за что» получил Дмитрий…

Лукашенко обозначил главную цель совета оппозиции Беларуси

По мнению диктатора, в Беларуси присутствует ряд  активных организаторов и проводников политики…