Осенью в Беларуси ожидается избирательная кампания. Теперь уже ясно, что это будут парламентские, а не президентские выборы. Почему, несмотря на сокращение срока полномочий депутатов, они не будут считаться досрочными и с какими праздничными датами могут совпасть ближайшие избирательные кампании?

Об этом председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина рассказала в интервью Naviny.by.

— Александр Лукашенко во время ежегодного послания народу и парламенту 19 апреля заявил, что в этом году в Беларуси пройдут парламентские выборы, в следующем — президентские. Советовался ли президент с ЦИК перед тем, как определить такую очередность?

— Я не знала ни о периоде, ни об очередности проведения избирательных кампаний. То, что речь во время послания народу и парламенту может пойти о выборах, я предполагала и анонсировала не раз в своих интервью. Не потому, что меня кто-то поставил об этом в известность. Но тот самый чиновничий опыт и долгий путь моей работы в данной должности свидетельствуют о том, что все главные политические заявления, как правило, делаются во время конституционного послания.

Поскольку это был злободневный вопрос, который уже назрел, естественно, я, как и другие, ожидала, что во время послания президент сделает подобное объявление. Поэтому это было для меня новостью, но новостью ожидаемой.

То есть вы услышали об этом впервые?

— Президент не советуется с ЦИК по этому поводу. Он может обсуждать какие-то тактические моменты проведения выборов, но стратегию он всегда определяет сам.

— Лидия Михайловна, сразу по окончании послания вы назвали «интересной мыслью» предложение главы государства о проведении парламентских выборов 7 ноября — это четверг. Ваше мнение: готовы ли белорусы к проведению выборов не в воскресный день? Будете ли обсуждать с президентом другую дату для выборов в ноябре?

— Ну, интересная мысль, потому что у нас впервые происходит подобное — проведение выборов предлагается в праздничный день.

Это не противоречит закону. Несмотря на то, что в Беларуси выборы всегда проходят в воскресенье, только в отношении выборов президента есть специальное предписание о том, что они должны проходить в воскресный день. 7 ноября — это выходной день, он не является днем, связанным с какими-то сакральными моментами, я имею в виду религиозными, когда можно было бы говорить о неуместности проведения выборов.

Единственное, этот день неудачен в том плане, что он является первым днем в череде длинных выходных. Плюс ко всему это школьные каникулы. С одной стороны, это неплохо: школа свободна, можно говорить, что безопасность детей в этот момент будет полностью соблюдена. Почему я говорю об этом? Потому что сейчас везде в школах усилен пропускной режим и контроль за безопасностью.

Однако начало длинных выходных, вполне возможно, приведет к тому, что очень многие люди будут в этот период где-то отдыхать, может быть, находиться за границей. И поэтому я просто боюсь: этот день неудачен тем, что он может отрицательно сказаться на явке избирателей. И президент ведь не говорил однозначно о 7 ноября, он говорил о близкой дате к этому дню.

Поэтому Центральная избирательная комиссия будет вносить предложение главе государства. Мы считаем, что самой удачной в этом плане является дата 17 ноября.

— В какой срок глава государства должен назначить парламентские выборы, если они пройдут в ноябре?

— У нас в законодательстве прямо указано, что выборы назначаются не позднее чем за три месяца до даты их проведения. Так называемый трехмесячный технологический срок. Поэтому, если мы говорим о выборах, предположим, 7 ноября, то они должны быть назначены не позднее 6 августа. Если 17 ноября — не позднее 16 августа. Поэтому начало или середина августа будет началом избирательной кампании.

— Вы неоднократно подчеркивали, что совмещение двух избирательных кампаний может вызвать сильную политизацию общества. В чем, по-вашему, здесь кроются риски, какие конкретно?

— Политизация общества — это, наверное, общая фраза, хотя она абсолютно правдивая. Потому что, действительно, все общество будет вовлечено в процесс обсуждения кандидатур. Сначала при выдвижении. Затем — сбор подписей и проведение многочисленных митингов. Это дебаты, вполне возможно, это обмен обвинениями, как это бывает в течение избирательной кампании. И это всегда вносит политический раскол в социальную среду.

В конце концов, когда произошли известные события на Украине, там рушились семьи, родственники оставались в разных странах. Это приводило к самым разным тяжелым последствиям. Вот что такое политизация общества.

Когда все общество вовлечено только в одно — в избирательный процесс, причем с двух сторон — это, естественно, повышает социальную и политическую напряженность. Это ухудшает эмоционально-психологический фон, экологию всей общественной жизни.

Но не только в этом опасность. В любом государстве существует разделение властей. Каждая ветвь власти является гарантией существования остальных. И парламент является гарантом стабильности общества в период проведения выборов президента. В свою очередь глава государства гарантирует политически стабильную обстановку во время проведения выборов в парламент. Вот эта система взаимных гарантий и может быть нарушена при совместном проведении двух избирательных компаний. Мы должны в первую очередь думать о безопасности самого нашего общества и государства, когда определяем календарь выборов.

— Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся парламентских выборов в случае, если они пройдут уже осенью, — это существенное (примерно на 10 месяцев) сокращение полномочий депутатов шестого созыва. Согласно Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены только в нескольких случаях: при отказе в доверии правительству, выражении вотума недоверия правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Почему в данном случае выборы не будут считаться досрочными?

— В Конституции идет речь не о досрочных выборах, а о досрочном прекращении полномочий парламента. Досрочные выборы и досрочное прекращение полномочий — это абсолютно две разные вещи. Статья 94 Конституции указывает основания для досрочного прекращения полномочий парламента, но это является специальным актом. То есть президент должен принять решение, за определенный срок проконсультироваться с руководителями палат парламента и издать указ о прекращении его полномочий.

Ничего подобного у нас нет. Никакого досрочного прекращения полномочий парламента не происходит. Но выборы, действительно, проходят раньше срока.

Это может касаться и выборов президента, и местных выборов. Самое главное условие — чтобы выборы не проходили позже необходимого срока. Да, может быть, это отдельно не урегулировано законом. Но глава государства вправе воспользоваться такой возможностью, которая ему дается.

— То есть сокращение срока полномочий действующего парламента в данном случае не будет считаться досрочным прекращением его полномочий?

— Нет, не будет являться. С одной стороны, выборы досрочные. Но поскольку не совершаются те действия, которые предписывает статья 94 Конституции — не принимаются специальные решения о досрочном прекращении полномочий парламента, эти действия под данную категорию не подпадают.

— А вы не опасаетесь негативной реакции депутатов на то, что их срок сократят на одну сессию, вдруг обидятся?

— Ну что делать? Это нормальная политическая дискуссия. Вполне возможно. И отдельные депутаты, кстати, высказывают свою позицию по данному вопросу.

Но Центральная комиссия ведь не назначает выборы. Я бы, может быть, и опасалась реакции, если бы это было решение ЦИК. В данный момент мы являемся исполнителем, техническим органом, который организует проведение выборов.

— Вы также уже озвучивали предлагаемую дату проведения президентских выборов в 2020 году — 30 августа. Почему именно эта дата? Какие есть аргументы в ее пользу?

— Дело в том, что дату я не предлагаю, она является расчетной. Выборы президента проходят не позднее двух месяцев до истечения сроков полномочий главы государства.

6 ноября 2015 года глава государства принес клятву на верность белорусскому народу — состоялась инаугурация. Следовательно выборы должны пройти не позднее 5 сентября 2020 года, а это суббота. То есть последнее возможное воскресенье для проведения президентских выборов — это 30 августа. Как видите, здесь ничего личного.

Поскольку глава государства во время послания заявил о том, что выборы президента пройдут точно в срок, то никакой другой даты, кроме 30 августа 2020 года, я предположить не могу, ее просто не существует. Либо выборы тоже нужно проводить досрочно, то есть переносить их, предположим, на весенний период.

— Получается, что выборы станут подарком главе государства на очередной день рождения. Как-то думали об этом, когда предлагали эту дату?

— Нет, абсолютно. Я, честно говоря, совершенно не думала так. И я не уверена, что это является подарком — день выборов в день рождения. Это уже очень извращенное понятие о подарке. Я прочла в «Комсомольской правде» об этом совпадении и страшно ему изумилась.

— Возможно ли перед парламентскими выборами внесение изменений в Избирательный кодекс? Продолжит ли Центральная комиссия вносить рекомендации международных наблюдателей в методические рекомендации для комиссий на местах?

— Внесение изменений в избирательное законодательство, я думаю, не реально уже. Если бы субъект права законодательной инициативы, в данном случае глава государства, собирался их внести, он бы сделал это раньше. Потому что Центральная комиссия ранее на основе рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ образовала группу экспертов, которые выработали ряд предложений и направили их президенту.

Но глава государства, кстати, в одном из своих интервью и на встрече с представителями ОБСЕ пояснял, что, на его взгляд, вносить изменения в избирательное законодательство нужно уже после модернизации Конституции Республики Беларусь. Поскольку пока вопрос о реформировании или модернизации Основного закона не вынесен на общественное обсуждение, мы не знаем, в чем будут состоять эти изменения, то говорить о том, что будет меняться Избирательный кодекс, не приходится.

Что же касается наших предложений о правоприменительной практике, то все демократические нормы, которые мы заложили при прежних избирательных кампаниях, несомненно, сохранятся.

— А какие-то новые идеи у ЦИК в этом направлении есть?

— Вы знаете, может быть, что-то и есть. Мы даем рекомендации избирательным комиссиям, если не прописываем, то даем их устно. Чтобы, например, порядок проведения предвыборных собраний и встреч опирался на ту практику, которая закладывается в норме о порядке сбора подписей. То есть можно везде, где прямо не запрещено. Это продолжит являться главной такой рекомендацией.

Вообще, могу сказать, что либерализация порядка проведения предвыборных мероприятий привела к тому, что на местных выборах у нас в четыре раза сократилось количество жалоб, связанных с проведением предвыборной агитации.

Если говорить о субъектах законодательной инициативы, депутат Анна Канопацкая еще в 2017 году начала разработку предложений по повышению прозрачности избирательного процесса. Насколько нам известно, Национальный центр законодательства и правовых исследований вынес по ее проекту негативное заключение. Вы знакомы с проектом Канопацкой, где он сейчас?

— Анна Канопацкая обращалась в ЦИК. Более того, она присутствовала на заседаниях экспертной группы по внесению изменений в избирательное законодательство. Все предложения, в том числе и те, которые передала Канопацкая, направлены, скажем так, «наверх».

— Не могу не коснуться недавних выборов у южных соседей. Вы наблюдали за первым туром президентских выборов в Украине и сказали, что их организация была безупречной. Вас удивила победа Владимира Зеленского во втором туре?

— В определенном плане итог украинских выборов удивил. Я не думала, что безоглядно такое количество граждан Украины отдаст голоса Зеленскому и что в обществе существует такой запрос на перемены. Потому что в ходе наблюдения мы общались с разными людьми и, может быть, так совпало, но казалось, что у господина Порошенко достаточно много сторонников.

© Белорусские новости 

По теме

Министры энергетики России и Беларуси обсудили цены на газ

Глава белорусского Минэнерго Виктор Каранкевич прилетел в Москву на переговоры с российским…

Политолог: Задача Бабича — установить прямые контакты с «русским миром» в Беларуси

Директор исследовательских программ «Восточного соседства» Евросоюза и России в Финском институте международных…

Официальный Минск не возражает против назначения Мезенцева российским послом

Официальный Минск не возражает назначения Дмитрия Мезенцева новым российским послом. Об этом…

РБК: Михаила Бабича в Минске может заменить Дмитрий Мезенцев

Основным кандидатом на пост посла России в Беларуси стал член Совета Федерации…

Изменяются размеры детских пособий, пенсий, бюджет прожиточного минимума

С 1 мая в Беларуси установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов для…

Ходорковский объяснил, почему в Беларусь могли поставить загрязненную нефть

Причиной может сознательное использование хлорорганических соединений для увеличения отдачи парафинистой нефти из…

Путин освободил Бабича от должности посла в Беларуси

Президент России Владимир Путин подписал указ, которым назначил новым послом в Беларуси…

ЕС готов работать с Беларусью, но рекомендует отменить смертную казнь

Евросоюз заявляет о прогрессе в переговорах по соглашению об упрощении визового режима…

В Минске начались переговоры по некачественной нефти из России

Ранее Беларусь и Украина приостановили транзит топлива из-за резкого ухудшения его качества. В минских…

Беларусь и США обсудили беларусско-американские отношения

Вопросы развития двусторонних отношений обсудили заместитель министра иностранных дел Олега Кравченко с…