Увлекательная беседа с представителями рекрутингового агентства началась со слов «Ищите и обрящете». Эта фраза лучше всего характеризует, что должен делать любой начинающий соискатель, будь он студентом или дипломированным специалистом.  О чем говорит эта фраза? Именно от действий, а не мыслей, фантазий, рассуждений, чаяний или хотелок ваших родителей зависит то, как быстро вы найдете себе работу. Ваши действия – это целенаправленный поиск того, что вы, как вам кажется, заслуживаете и намереваетесь получить.

Перед поиском работы важно задать себе несколько вопросов. Самый важные из них:

  • Что я на самом деле умею делать?
  • Кому или какой компании может быть нужно то, что я умею делать?
  • Что я могу сделать или предложить компании, в которой хочу работать?
  • Как мне обратить внимание на себя потенциального работодателя?
  • Какую оплату труда я считаю для себя адекватной(приемлемой)?

Для чего все это? Рынок труда – это, прежде всего, рынок и необходимо понимать, что мы продаем, кому и за какую цену.

Чтобы понять, как происходит поиск работы на практике мы обратились к Веронике Кондратюк, руководителю подразделения ИТ-рекрутинга компании Административный ресурс. Вероника год назад закончила БГЭУ и наверняка хорошо помнит, как все было на самом деле.

– Мне 21 год. Я из Пинска и в прошлом году с отличием закончила БГЭУ по специальности «Психология предпринимательской деятельности». Еще в 9 классе я решила, что хочу поступить в университет в Минск и максимально быстро стать независимой и самостоятельной. Поступила на бюджет и на втором курсе обучения начала искать себе работу, создав резюме на сайте jobs.tutby. Т.к. опыта работы у меня не было то описала свою деятельность, в которой принимала участие, указала статьи, написанные и опубликованные мной, рассказала о дипломах, курсах и тренингах и разместила, на мой взгляд, хорошую фотографию. Перед составлением резюме я прочитала статьи, которые были в свободном доступе. Из них я поняла, что нужно написать хоть что-то, что отличает меня от других людей. Этим «что-то» был мой студенческий опыт. Я понимала, что любая мелочь, которая кажется пустяковой может решить все и сыграть в мою пользу. Спустя несколько дней мне позвонили из компании «Административный ресурс» и предложили работу тайным покупателем. Я участвовала в нескольких проектах в качестве тайного покупателя (банк, розница и игорный бизнес) и получила свой первый опыт работы и заработала деньги, которые показались мне очень большими, быстрыми и легкими – всего-то пару ночей нужно было все детально изучить, погрузиться в работу и все обсудить с проектным менеджером. После этого я добавила в резюме полученный опыт, художественно его переработала и получилось очень симпатичное резюме. Благодаря этому я продалась еще в несколько розничных организаций, где мне платили за работу тайным покупателем довольно неплохие деньги. Т.к. в «Административном ресурсе» меня здорово вымуштровали, то полученный опыт значительно облегчал мою работу. Весь второй курс я работала проектно, по договорам подряда, в разных организациях. На третьем курсе «Административный ресурс» пригласил меня в крупный проект, после успешной реализации которого меня устроили на работу как штатного сотрудника. Так как я училась очно, а на третьем курсе я стала получать второе образование юриста, то я работала на полставки приблизительно с 14-15 часов до заката JЗа третий курс я успела поработать тайным покупателем, участвовала в проектах зарплатных исследований, а на четвертом стала погружаться в тему рекрутинга. За полгода до окончания учебы «Административный ресурс» предложил мне по окончанию ВУЗа распределиться к ним на постоянную работу. Как всякий человек с пытливым умом я сказала, что хочу рассмотреть все возможные варианты и сходила на несколько собеседований. И каждая из компанию, в которую я ходила сделала мне предложение о работе. Это были очень крутые ощущения, потому что еще не закончив ВУЗ я могла выбирать, где я могу продолжить свою карьеру. А т.к. предложения поступили мне от известных компаний Itransitionи Manpower-  это здорово потешило мое самолюбие. Именно в этот я поняла, что двигаюсь правильно и получила гандикап перед своими сокурсниками. Год назад я сделала выбор в пользу «Административного ресурса», т.к. знала и верила в эту компанию и хотела развиваться вместе с ними. Месяц назад мне предложили позицию руководителя структурного подразделения. Это для меня новый вызов и новые возможности.

Разве работодатель читает резюме полностью, особенно объемные?

Мне не нужны были все работодатели. Я рассчитывала, что кто-то один захочет прочитать то, в чем я развиваюсь и чем увлекаюсь и это ему будет интересно. Я потратила несколько часов на подготовку своего первого в жизни резюме и эти часы давно окупились сторицей.

Очень важно детально описать, что ты делал, чем интересуешься, в каком направлении хочешь развиваться и помнить, что любая мелочь может стать определяющей. Пишите – бумага терпит.

Получается, что тебе очень быстро удалось найти работу?

Да, Алексей (директор компании Административный ресурс) позвонил мне спустя несколько дней после публикации резюме на jobs.tut.by, предложил встретиться, познакомиться и пообщаться – с этого момента и началось наше сотрудничество.

Алексей, что вас заинтересовало в резюме Вероники?

Предположу, что в резюме Вероники было написано нечто, что меня зацепило. Я искал несколько тайный покупателей для реализации проекта. Мне были нужны ответственные молодые люди, способные педантично и скрупулезно выполнять поставленные задачи. Я сделал десятки звонков и приглашал людей на встречи. Вероника быстро отреагировала на звонок, вела телефонный разговор в открытой манере, позитивно, легко шла на контакт, задавала правильные вопросы и согласилась встретиться там, где мне было удобно. Все эти факторы положительно влияли на первое впечатление о ней.

Вероника дополняет:

Мы договорились встретиться в Гиппо на Рокоссовского. Когда я подходила к назначенному месту, у меня сел телефон и я поняла, что я понятия не имею, с кем я должна встретиться, как выглядит человек. И единственным способом снова выйти на связь было то, что мне надо переступить через себя, свои страхи, подойти к незнакомому человеку, убедительно попросить телефон позвонить и угадать плохо прописанные цифры на бумажке с номером. К счастью, у меня это все получилось и Алексей вышел меня встретить на улицу.

Алексей:

Да. Этот кейс заставил меня отнестись к Веронике с особым вниманием, т.к. она доказала свою способность быстро принимать решения в затруднительных ситуациях. Проявила решительность и подтвердила действием свою заинтересованность в получении работы.

Гибкость и желание самообразовываться, настойчивость – два ключевых фактора для молодых специалистов то, что поможет найти и сохранить работу, а также продвинуться по карьерной лестнице.

Вероника: Я всегда много читала, много писала, везде участвовала, уделяла много времени самообразованию – все это благополучно отразила в своем резюме и использовала в практической деятельности.

Хорошо. У меня есть много знакомых, которые составляют резюме так, как вы сейчас описываете, но их не хотят брать на работу, несмотря на заслуги перед университетом и хорошим владением предметной области. Работодатели называют главную причину   – отсутствие опыта. Почему?

Алексей: Отсутствие практического опыта – это удобная причина для отказа соискателям. Часто на нее ссылаются, чтобы не обидеть соискателя, особенно, когда этот человек в самом начале своего профессионального пути. Представим, что ко мне приходит выпускник ВУЗа и не спрашивая меня о сути работу, начинает задавать следующие вопросы: Сколько у вас отпуск? Какая заработная плата? Сколько длится обед? Нужно ли задерживаться на работе? Когда беседа проходит в таком ключе, я отвечу на все вопросы, но с большой долей вероятности такой человек перестает мне быть интересен. Не потому, что он задает вопросы о заработной плате, а то, что он с них начинает, когда еще не понимает, в чем состоит суть работы и стоящих задач. Т.е. он ставит телегу перед лошадью.

Хотите, чтобы вас наняли – задайте, как можно больше вопросов по сути работы, когда вы задаете вопросы, то тем самым демонстрируете интерес к компании и к тому, что она делает.

Всегда нужно идти подготовленным к собеседованию. Необходимо собрать всю возможную информацию в интернете – это позволит вам сформировать правильные вопросы. Те, которые вас продают и показывают, что вы человек с пытливым умом и любознательный. Любое собеседование – это переговоры, в которых каждая сторона проводит собственную оценку и ведет торг, преследуя исключительно свои собственные интересы.

Хорошо написанное резюме с четко обозначенными знаниями, умениями и навыками – это предпродажная подготовка. Следующий этап – это собеседование, на котором важно абсолютно все: как ты выглядишь, как ты одет, твое поведение, эмоции, которые ты демонстрируешь, тембр речи, интонации, как ты пахнешь – на результат влияет абсолютно все.

Важно понимать, что успех собеседования зависит от ваших навыков коммуникаций. Огрехи в общении принято прощать только сверхталантливым людям и программистам (шутка). Всем остальным зачастую приходится проявлять чудеса эквилибристики для того, чтобы в тебе увидели ценность и захотели предполагаемую ценность заполучить себе.

Хочу отметить, что когда нужно выбрать кандидатов из сотен резюме, то в первую очередь обращают внимание на два момента: на человека с релевантным опытом и, второе, на человека, способного «вынести тебе мозг», набиться к тебе на встречу, достучаться и продаться– такие люди, никогда не затеряются.

Если ты начинающий специалист, то нужно использовать любую возможность попасть на собеседование. Помнить, что ты не Илон Маск, нужно смирить присущую соотечественникам гордыню и встречаться с нанимателем в том месте и в то время, которое им удобно.

У молодого поколения будут большие проблемы, ведь они хотят, чтобы все им приносили?

Нельзя огульно обвинять все поколение. Например, у нас на практике студент первого курса БГУ ФМО Глеб. Отличный 18-летний парень со свободным английским и испанским. Участвует во всех мероприятиях, заканчивает курсы, записался волонтёрам на Европейские игры, сам напросился на практику, много работает, читает все что ему дают. Видно, что ему сложно разбираться в ИТ-рекрутинге, но он не отступает и не сдается. Он точно думает о своем будущем и где он окажется по окончании ВУЗа, ничего не ждет, а сам ищет и создает себе новые возможности.

Прежде чем стать топ-менеджером, занять высокую должность, получить хорошую заработную плату нужно приложить уйму усилий и помнить, что необходимо отслеживать, куда движется мир вокруг тебя.

К сказанному Вероникой, Алексей добавил:

«Мир не изменился – мир постоянно трансформируется, это не застывавшая форма, ему нужно соответствовать».

Многие студенты с 1-3 курс убеждены, что они могут подрабатывать исключительно официантами или таксистами. Как их переубедить в этом? 

Я думаю, что начинать можно по-разному – не стоит вводить себя в определенные рамки. Совершенно не важно какой курс, ты можешь начать строить свою карьеру со школы. Безусловно, на первом курсе много сомнений, но здесь возвращаемся к высказыванию: «ищите и обрящете». е стоит сдаваться после первого отказа, нужно пробовать и идти вперед, только так у вас все получится. Важно не бояться совершать ошибки – они дают понять, как и в чем ты оступился и что нужно исправить.

Как побороть волнение перед собеседованием?

Нарабатывать навык. Тренироваться перед зеркалом, тренироваться с подружкой, записывать на диктофон речь и прослушивать ее, готовиться и ходить на собеседования. Всегда помнить, что есть только один шанс произвести первое благоприятное впечатление.

Какой дресс-код уместен на собеседовании?

Все зависит от компании, куда ты идешь. Нужно изучить корпоративную культуру компании. Единого алгоритма нет, есть некие требования самой организации. Нужно постараться быть похожим на сотрудников нанимателя, чтобы потенциальный работодатель вам поверил. Помнить, что один из способов выживания в агрессивной среде – мимикрия.

Советы от наших собеседников начинающим соискателям:

  • Начинать поиск работы как можно раньше.
  • Не бояться совершать ошибки и ходить на собеседования.
  • Проявлять настойчивость в поиске: писать в почту, в мессенджеры, звонить по телефону.
  • Изучать информацию о компании, в которую идешь на собеседование: смотреть отзывы, читать корпоративный сайт, искать новости в СМИ или аккаунты компаний в социальных сетях.
  • На собеседовании обязательно задавать вопросы: по сути работы, должностным обязанностям и возможным перспективам развития.
  • Правильное резюме: хорошая деловая фотография, описание имеющихся достижений, то, чем гордишься, какие курсы и тренинги закончил, что для тебя важно – написать максимум фактов о себе, которые могут зацепить работодателя.
  • Читать деловую литературу и заниматься саморазвитием.
  • Проявлять дружелюбие, открытость и оптимизм. Всегда верить в собственные силы.

  Книги: 

  • Ильгиз Валинуров – «Я – идеальный кандидат! Справочник джобхантера»
  • Александр Товстоног – «Как выгодно продать себя работодателю»
По теме

Школьники из Беларуси и России приняли участие в “Вахте памяти”

3 июля на Площади Победы подростки заступили на “Вахту памяти”.  Мероприятие посвящено…

В Минске состоялся ежегодный парад ко Дню Независимости

3 июля в честь освобождения Минска от фашистских захватчиков прошел парад. В…

Председатель партии БСДГ: «И даже если сложно сейчас. Не стоит забывать о будущем»

2 июля Александр Лукашенко на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости, ответил тем,…

«Закон – это всего лишь способ прикрыть, чьи-то пятые точки, дабы выполнять плановые нормы». Что думают молодые люди об одной отсрочке

Белорусские депутаты проголосовали за новый «законопроект об отсрочках» – он буквально ошарашил…

“Больше не горю желанием ходить на такие мероприятия”. Минчанин рассказал о панике во время салюта на 3 июля

3 июля во время праздничного салюта в Минске произошли четыре взрыва фейерверочных…