Зной и жара не оставляют в покое политико-экономические круги Беларуси и России. И тема реализации построения проекта Союзного государства заполняет все больше пространства в двусторонней повестке дня. Высшие должностные лица двух государств не перестают уверять население, что никакого физического слияния стран не планируется. Однако, согласно договору о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, предусматривается формирование единого суда, единой таможни, единой валюты. Также в договоре предусмотрены шаги по формированию единого парламента и института президента. Российско-беларуская экспертная группа по ревизии Союзного договора уже разработала ряд предложений по углублению интеграции, которые, Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудят на «VI форуме Регионов Беларуси и России» в Санкт-Петербурге 17-18 июля.

Стоит отметить, что обе стороны  неоднократно заявляли, что основы договора о создании Союзного государства изменениям не подлежат.

Форум пройдет под общей темой: «Межрегиональные связи как основа формирования единого культурного и гуманитарного пространства народов Беларуси и России». На пленарном заседании Форума и в процессе работы секций предполагается обсуждение вопросов, касающихся углубления и развития общего информационного и образовательного пространств. Также будет обсуждаться проблематика укрепления связей и связанности в области культуры и гуманитарных отношений, туризма, и реализации совместных молодежных проектов. Но это не значит, что не будут рассмотрены экономические вопросы. Беларускую сторону в рамках форума в первую очередь интересуют экономические вопросы двусторонних отношений: конкуренция на рынке третьих стран, равноправный доступ субъектов хозяйствования на рынки РФ и РБ, техническое и нормативное-правовое регулирование, доступ к конкурсам и тендерам на госзакупки.

Публика в Беларуси уже не один месяц наблюдает за реализацией моделей экономической дипломатии в отношении Беларуси. Беларуская сторона заинтересована в скорейшем разрешении вопроса о возмещении убытков от «налогового маневра», который нарушает договоренности, как в рамках Союзного государства, так и в рамках договоренностей по Евразийскому союзу. К тому же, к концу 2018 года должна была быть выработана общая формула расчета цены на Российский природный газ для Беларуси, а 1 июля 2019 года планировалось подписание соответствующего межправительственного соглашения. Предусматривалось, что она будет сопоставима с ценой на газ для Смоленской области России. Беларуская сторона неоднократно направляла правительству РФ, Минэнерго РФ и в Газпром свои предложения и различные методики по расчетам цены на газ. Все эти официальные предложения остались без ответа. Это же касается и разрешения вопроса о возмещении Беларуской стороне убытков от налогового маневра в нефтяной отрасли России. Не стоит забывать и о запрете Россельхознадзора в отношении около 80-и беларуских предприятий на поставки продукции в Россию. Также российские кредиты, выдаваемые Белорусской стороне, увязываются с реализацией интеграционных программ.   Подобные действия только увеличивают потенциал политического и экономического давления со стороны Российской Федерации на Беларусь. Перевод вопросов из прикладной экономической темы в плоскость гуманитарного поля построения Союзного государства искусственно усложняет двусторонние отношения и создает точку напряженности в ЕАЭС. Стоит отметить, что Республика Беларусь в 2020 году будет председательствовать в Евразийском экономическом союзе, и основной целью Беларусь ставит создание равноправных условий для предприятий экономического союза. Накопленный Россией политико-экономический потенциал влияния на Беларусь, при реализации построения Союзного государства, может быть в полной мере использован именно в период председательствования Беларуси в ЕАЭС для лоббирования своих интересов.

На фоне отношений между Беларусью и Россией, произошло одно маленькое, но важное событие. Заявление Президента Украины Владимира Зеленского, где он предлагает Минск, как место организации международной встречи лидеров Украины, России, США, Великобритании, Германии, Франции, по вопросам урегулирования конфликта в Донбассе и статуса полуострова Крым. Это заявление поддерживает позицию Беларуси как страны-посредника, страны-миротворца, страны-диалогового моста между РФ и Западом. Развитие этого процесса может принести Беларуси международные политические бонусы, и, в некоторой мере, предостеречь Россию от форсирования реализации проекта Союзного договора, если в Беларуси не будут приняты решения, усложняющие общение с Западными странами.

Политолог Захар Вайнилович,
специально для SPEKTR.BY

 

 

По теме

Минский Мясокомбинат банкрот

3 июня появилась информация, что «Минский мясокомбинат», — торговая марка «Мясная держава…

Латушко призвал блокировать дороги в Польше

3 июня в Варшаве Павел Латушко призвал блокировать дороги в Польше, которые…

Протасевич рассказал, кому принадлежит идея создания экстремисткого телеграм-канала

Роман Протасевич в интервью Маркова рассказал, кто на самом деле создал телеграм-канал,…

4 июня ЕC введет санкции против авиакомпаний Беларуси

В пятницу, 4 июня, ЕС введет первый раунд санкций против Беларуси. Причина…

Зеленский: Беларусь опасна для Украины

Владимир Зеленский, президент Украины, считает — Россия и Беларусь угрожают безопасности Украины.…

Стали известны кандидаты на участие в турнире по вольной борьбе на Играх в Токио

Тренерский штаб национальной команды по вольной борьбе назвал претендентов на участие в…

Bloomberg: Евросоюз готовит санкции против ОАО «Беларуськалий»  

3 июня информационное агентство Bloomberg сообщило, что власть Евросоюза активно готовит пакет…

Генсек НАТО призвал ввести санкций против режима Лукашенко

3 июня Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг поддержал санкции против Беларуси со…

Санкции США против Беларуси вступили в законную силу

3 июня 2021 года в законную силу вступили санкции США против Беларуси.…

Протасевич назвал виновных в своем задержании

2 июня Роман Протасевич назвал виновных в своем задержании. Гостелеканал ОНТ показал…