Если сравнивать размер отрицательного сальдо с 2019 годом, то можно заметить, как сильно он уменьшился.
В 2018 году оно составляло (-) 4,561 млрд USD. Экономисты связывают эту тенденцию с просадкой объемов экспорта и импорта.
Экспорт товаров упал к 2019 году на 14,6% до $23,4 млрд, а импорт — на 18,6% до $26,1 млрд.
Основная причина — ситуация на нефтяном рынке.
Уже в первом 2020 года квартале у Беларуси наблюдались трудности с импортом нефти из России для переработки на НПЗ. Во втором квартале положение немного изменилось в лучшую сторону. Однако затем последовал ценопад по нефти и нефтепродуктам.
В результате белорусская сторона осталась с обвалившейся внешней торговлей. Характерно, что все описанные пертурбации оказывали довольно слабое воздействие на долю России во внешней торговле Беларуси.
И если в 2019 году она составляла 48,7%, то теперь она стала равна 47,8%.
В данном случае, по мнению экспертов, все довольно логично: о поставках альтернативной нефти разговоры поутихли, а на структурные реформы власти решиться не могут.
В связи с чем, по мере восстановления нефтяной стоимости доля России должна отрасти.
Отрицательное сальдо тоже начнет восстанавливаться к прежним величинам.
Но мечты чиновников о симметричном распределении внешней торговли Беларуси в соотношении «треть — треть — треть» между Россией, Европой и «дальней дугой», остаются несбыточными.
Стоит понимать, что главный экспортный товар в Беларуси — нефтепродукты, которые зависят от объемов покупки нефти в России.
Получается, что экспорт в Европу для Беларуси является первой производной от импорта из России.
Пока беспошлинная российская нефть дешева, выбор белорусских НПЗ был очевиден.
Примечательно, что после российского налогового маневра нефть Urals с высокой вероятностью закрепится на выгодных позициях для Нафтана и Мозырского НПЗ.
Главная причина этого — минимальные логистические издержки — доставка осуществляется по трубе и транспортному плечу.
Спустя несколько лет, по окончании налогового маневра в России, чиновники станут перед нелегким выбором.
С одной стороны, Беларусь может ввести отрицательные акцизы для НПЗ, как это сделали в России, но в таком случае сильно пострадает бюджет.
С другой — не трогать акцизы и смериться с низкой рентабельностью нефтепереработки.
Есть еще и третий вариант — резкий рост внутренней стоимости на топливо для транспортных средств.
И как запасной вариант, но не самый желательный, — продажа НПЗ инвесторам. Правда, инвесторами на почти безальтернативной основе будут россияне.
Что и неудивительно, ведь у россиян, как минимум есть дешевое сырье, и оптимальный способ доставки (труба).
Представители Белнефтехима не раз заявляли, что для удовлетворения внутренних потребностей Беларуси достаточно одного НПЗ.
Но вот «шеф страны» не одобряет идею и не намерен продавать активы. Заявление об отказе от приватизации в последний раз прозвучало на публике 20 октября.
Фото: открытые источники