3 февраля стало известно, что Минфин выпускает облигации, чтобы спасти БМЗ от банкротства.
У завода есть обязательные выплаты, необходимые произвести в феврале, а денег нет. Как всегда, государство решило “помочь” БМЗ.
В банковских кругах поясняют: оказываемая государством поддержка проявится в росте государственного долга и снижении золотовалютных резервов.
Чтобы помочь предприятию Минфин за 28 и 29 января 2021 года выпустило валютные облигации на $619 млн.
Об этом сообщает Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг.
«НН» информирует ссылаясь на источники: это может свидетельствовать о том, что облигации выкупили крупные банки Беларуси в качестве погашения части долга завода.
Соответственно появляется вопрос, а как это работает?
Оказывается, то, что завод не способен платить по счетам — виноваты банки: берут деньги у одних клиентов и дают их в кредит другим.
Допустим, жлобинский завод стал банкротом, это сказалось бы на тех физических лицах и компаниях, держащих свои активы в банках-кредиторах.
Такая ситуация считается обычной для экономики Беларуси.
Довольно часто банки прикрепляли убыточные предприятия к клиентам, а те потом жаловались властям, что так и сами можно пойти на дно.
Нередко с этим вопросом разбирались банальной эмиссией, однако на сегодняшний день — это политически рискованный шаг.
Вот как поясняют ситуацию с облигациями Минфина источники из банковской сферы:
— Банки заставили выкупить валютные облигации Минфина, это форма «бюджетной ссуды» — государство привлекло деньги от банков, и эти деньги дало БМЗ, а они сразу же вернулись обратно, так как ими закрыли часть долгов.
Теперь главный вопрос, что это означает на бытовом уровне? Колебания курса уже произошли.
А связаны они были с тем, что банки собирали суммы для выкупа облигаций. Это влияло на увеличение спроса, в результате неделю держалось давление на валютный рынок.
И отмечают: на рынке Беларуси сегодня такого объема валюты нет, соответственно есть вероятность, что Национальному банку страны пришлось открыть резервы.
Часть банки купили, другую часть отдали из своих средств.
Получается так: за БМЗ рассчитывается Министерство финансов, а значит — государство, а долг предприятия превращается в госдолг.
При этом эксперты отмечают: резкий рост государственного долга, и уменьшение золотовалютных резервов может быть стратегически рискованным для страны — станет сложнее занимать дешевые деньги на рынках.
А в резервах Нацбанка почти ничего не осталось.
Фото: открытые источники