В начале первого квартала 2021 года госСМИ и Белстат активно публиковали годовые экономические отчеты по госпредприятиям\заводам.
2021 год успел «порадовать» белорусов новостями о повышении НДС, массовом увольнении сотрудников, убыточных предприятиях, выставленных на продажу, о дебиторских задолженностях.
При этом премьер-министр Роман Головченко продолжает уверять: в Беларуси все хорошо. Подумаешь, экономический сектор просел по статье доходов. Но за это же с виновников спросят в полной мере.
“Главное мерило эффективности нашей работы – финансовый результат. В целом он положительный. Чистая прибыль составила около 3 млрд (белорусских рублей), вместе с тем она снизилась (по сравнению с 2019 годом – ИФ). Возросло количество убыточных организаций. Сумма убытка выросла во всех областях, особенно в Гомельской и Витебской. Конечно, большую роль сыграли курсовые разницы. Но хочу предостеречь всех присутствующих, что все свои недоработки свалить на коронавирус и курсы валют не получится”, – заявил Головоченко.
В Сети регулярно появляется информация и о том, насколько вырос экспорт на определенную группу товаров, реализуемую через белорусские заводы-гиганты: МАЗ, БелАЗ, Беларуськалий.
Журналист SPEKTR.BY пообщался с юристом Марией Петровной (имя изменено, диктофонная запись интервью в наличии у редакции) частной строительной компании Могилева.
Юрист рассказала, как в течение нескольких лет недобросовестные наниматели обманывали сотрудников, в каком экономическом положение госпредприятия и как их организация боролась за рабочего с активной гражданской позицией.
«Более 10 лет…»
Организация, в которой я работаю, активно сотрудничает с государственными. И неоднократно случалось так, что работу мы со своей стороны выполнили, а они не оплатили.
И числятся в должниках. Повлиять на это мы не можем: большинство госпредприятий более 10 лет являются банкротами!
Частные организации, которые заключают договор с госкомпаниями, довольно часто встречаются с «правым дефолтом». Более того, они отказываются уплачивать неустойки и долги.
Изменения Закона РБ Об Экономической Несостоятельности развязали руки мошенникам
В 2015 году были внесены изменения в Закон РБ об Экономической несостоятельности. Если до 2015 года в случае возбуждения исполнительного дела о задолженности организации перед кредиторами, ей не разрешалось объявлять себя банкротом. Суд отказывал в рассмотрении документов о банкротстве.
То после изменений в 2015-м, белорусские суды активно стали одобрять исполнительные листы об экономической несостоятельности. Предприятие объявляло себя банкротом, а исполнители прекращали исполнительное производство.
Потерпевшая сторона никаких денежных средств не получала. Это развязывает руки недобросовестным руководителям. Чем они активно пользовались.
Представьте ситуацию: вас наняли построить дом, вы это сделали. Должны получить оплату за свой труд. Чтобы с вами не рассчитываться, наниматель объявляет себя банкротом.
И по закону Беларуси он больше вам ничего не должен. Самое интересное: государство “своим” предприятиям долги всегда возвращает, а частных – игнорируют.
Как мошенники пользуются законодательством РБ и нарушают права рабочих
В Могилеве есть крупная компания, занимающаяся баннерной рекламой, стоянками, имеет во владении секонд-хенды. И в целом спектр деятельности у них внушительный. Правда, наниматель полностью игнорировал права рабочих и использовал своих сотрудников.
Все сотрудники работали без официального оформления. О чем даже не догадывались поначалу.
Заявление при трудоустройстве на работу – писали. Но при увольнении никто не мог доказать, что являлся сотрудником организации. Записи в трудовой книге не было.
И так длилось в течение 9 лет. Новых рабочих оформляли на 0, 25 ставки, а отрабатывали целый день. Отсудить деньги у фирмы было невозможно.
И все потому что: одну компанию объявляли банкротом, а затем открывали вторую. Нарушать права рабочих и просуществовать так долго — невозможно. Если только в исполкоме не прикрывают. Когда ситуацию попытались решить через инспекцию по труду — было сказано, что доказать ничего не получится.
Тем более, инспекция по труду, которая должна заниматься такими вопросами, работает до обеда.
Как сотрудник не в ущерб своей зарплате сможет попасть на прием к инспектору? Время неудобное.
«Полный правовой дефолт…»
Как юрист, хочу отметить: в Беларуси полный правовой дефолт. Исполнители подчиняются облисполкому, а суды — президенту.
Когда суды существовали отдельно, а минюст назначался по-другому — судебная система более-менее работала.
После того, как судьи начали подчиняться Лукашенко, а исполнители — облисполкому: «судебная система» перестала существовать.
Даже правильного шаблона нет
Людей сажают на сутки — на работе увольняют, студентов отчисляют. Это не считается прогулом, поэтому санкции незаконны. У человека есть подтверждающий документ. В нашей организации работал активист независимого профсоюза.
После акций протеста его посадили на сутки. Поскольку у нас эту причину не считают уважительной, нужно было грамотно, с юридической точки зрения, оформить этот прогул.
Но это оказалось проблемой: оформить отсутствие рабочего по этой причине правильно по протоколу — сложно.
В этом плане в законодательстве все как-то завуалировано, а узнать, как это правильно оформить по законодательству — невозможно. Это прямое нарушение прав рабочих.
«Ябатьки» & «БЧБ»
Моя коллега, так же юрист, работающая в городке Круглое, рассказывала – у них в организации едва до драки не доходит из-за плюрализма мнений. Казалось бы – небольшой городок…
Но даже у них бушевали протесты и не только на улице, но и в организации.
Рабочие поделились на «ябатек» и «бчб», что стало причиной конфликта.
Несмотря на то что начальник «ябатька», — попросил выяснять отношения вне рабочего времени.
Фото: открытые источники