23 февраля Совмин принял постановление об ограничении роста цен на 62 позиции социально значимых товаров.
В МАРТ такую меру назвали “гарантией справедливых цен на позиции продовольственных товаров и лекарственных средств ежедневного спроса”.
Подобные меры принимаются в Беларуси не в первый раз. Давайте рассмотрим, как ранее правительство пыталось «заморозить цены».
В марте прошлого года похожие ограничения были введены Постановлением №184. Тогда практически для всех товаров установили ограничение роста цен на 0,5% в месяц. В апреле постановление отменили, однако продолжили регулировать цены на восемнадцать категорий “социально значимых товаров первой необходимости”. Также весной и летом 2020 МАРТ регулировало цены на маски и антисептики. В Евразийской экономической комиссии объяснили эти меры стремлением предотвратить необоснованное завышение цен импортерами.
Однако самый яркий пример «заморозки цен» — 2014-2015 года, когда под руководством премьер-министра Михаила Мясниковича правительство ввело мораторий на рост цен. Тогда Лукашенко заявил: “Негодяи-чиновники ориентируют предпринимателей, что вы мол, потерпите, потом отобьете все, что сейчас не получили. Я же хочу заявить, что тренд на контроль над ценами в стране сохранится навсегда”.
После отмены моратория 15 января 2015 года цены резко выросли. Однако в условиях девальвации рост мог быть еще более значительным — считает экономист Антон Болточко.
Он назвал это “тактическим решением, направленным на перекладывание девальвационных процессов внутри страны”.
Тогда стояла цель сохранить покупательскую способность людей: средняя зарплата снизилась на $100 в эквиваленте. Возможно, такой же логики придерживается правительство сейчас — в краткосрочной перспективе уменьшить количество поводов для недовольства.
В 2010 году Лукашенко сказал: “ «Замораживание цен» отбросит страну на пять лет назад. Заморозим цены — не будет завтра товаров вообще на полках”. В 2011 году были отменены предельные индексы роста цен, которые действовали с 1999 года. Через некоторое время Лукашенко пригрозил “прекратить шальное ценообразование”, однако госрегулирование в прежней форме решили не возвращать.
Ведь, несмотря на все усилия, цены на регулируемые товары и услуги росли быстрее всего — например, на сахар и услуги образования. В декабре 2011 сахар был в 2,4 раза дороже, чем год назад. Инфляция в 2010 году составила 9,9%, в то время как в России было 8,8%, в Украине 9,1%, а в Польше 2,58%. Кроме того, угроза штрафа и других санкций за “неправильное” ценообразование тормозила развитие бизнеса.
Так все же, является ли заморозка цен целесообразной мерой? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако с уверенностью можно утверждать, что «заморозка» способствует усилению девальвационных и инфляционных ожиданий. В свою очередь, это влияет на поведение людей, которые будут скупать валюту и изымать вклады из банков. Последствия принятых решений белорусы смогут оценить уже в ближайшем будущем.
Фото: открытые источники
Автор: Полина Воробей