Школа. 15-минутный перерыв. Дети сломя голову носятся по коридору, сбивая с ног учителей и всех, кто попадется под ноги.

Им все равно на уроки, они еще не думают о будущем, и не понимают, что стали частью жестокой системы.

Из нее есть только два выхода — взять ответственность за жизнь в свои руки, или плыть по течению, следовать гласным и негласным правилам.

Кем станут ваши дети, когда вырастут? Вашими протеже? Людьми, неспособными брать ответственность за свою жизнь? Теми, кто постоянно ищет виновных?

Главное зло — система. Она состоит из двух частей: первая — наследие советской школы (устройство обучающего процесса), вторая — становление личности ребенка в семье.

Монолог

Меня зовут Олимпиада. Мне 46 лет. Стаж работы в Минской школе более 27 лет. И я хочу рассказать вам правду, о которой все молчат…

Я всегда считала, что профессия «Учитель»  такая же важная и ответственная, как и «Врач». Мы тоже лечим людей, помогаем им стать на ноги, даем пилюли, и журим за не вовремя выпитые таблетки.  В нашем случае «болезни» — глупость и незнание, пилюли — образование, таблетки — уроки, в том числе и алгебра жизни.  Хорошим учителем, как и врачом можно стать только, если судьба или другая высшая сила наделила тебя этим даром. Ты должен каждой клеточкой организма любить, в нашем случае, детей. Для тебя нет чужих — они все свои, родные.  Оттого так больно бывает в час школьного выпуска, и так радостно, когда на линейке видишь новые лица с улыбками. Нельзя противоречить законам природы: нет дара «безвозмездной любви» — из тебя получится отвратный учитель или врач. Такие специалисты ничего не могут предложить человеку кроме методички.  А это страшно для таких профессий.

Пропасть: родители, дети, учителя

Проблема отцов и детей была и будет всегда — неизменный факт. Как говорил Кирсанов в романе И. С.  Тургенева: «Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать».  Она, словно, по инерции переносится и в школу. Раньше детей воспитывали кнутом и пряником. Считалось: насилие учит базовым принципам жизни. Этот метод убивает личность ребенка.  Любые человеческие отношения строятся на взаимопонимании и уважении, любви. Проблемы сначала проявляются в школьном поведении, а далее и во взрослой жизни. Потребуется не один сеанс с психологом, чтобы залатать детские травмы.  Школьные психологи раньше не проводили комплексной работы: проблемы замалчивались. Сейчас новые методы воспитания: родители ВСЕ решают за детей. Вплоть до того, что они сами узнают домашнее задание у других родителей. Хотя это ответственность и обязанность ребенка. Это влияет и на процесс коммуникаций, убивает инициативу и способность принимать важные решения самостоятельно. Дети разучились общаться. Родителей не интересуют знания, которые получит ребенок, важна только оценка. Дорогие родители, оценка — ничего не значит.  Вы и представить не можете, сколько детей мы жалеем, чтобы они по приходу домой не столкнулись с грубостью и психологическим давлением.  Научитесь слышать и понимать не свои желания, а своего ребенка. Он делает первые шаги в этот мир – вы пытаетесь компенсировать свои неудачи за его счет. Как считаете, это честно?  

Между учителем и родителями огромная пропасть непонимания. Вы не цените наше личное время.  Учителя — живые люди, у нас есть свои семьи.  Мы работаем в школе, а не дома. Мы — не техподдержка 24/7.  Мы тоже профессионально выгораем. Давайте уважать и понимать друг друга.

Вопрос финансирования — «пикантная тема» для обсуждения на родительских собраниях. Нам не нужны ваши деньги.  Они нужны для комфорта ваших детей: администрации школы наплевать. Они даже не купят туалетную бумагу, не говоря о ремонте в классе. Чтобы вы понимали: в госшколе или –гимназии рабочее место учителя совершенно не обустроено. Вот, что я услышала в последний раз от завуча: «родителям скажите – пусть они купят ноутбук для электронного журнала».

Не мы создаем проблемы, но нам их решать.

Администрация — «канцелярские крысы, которые сидят в разных частях района».

Их нет на поле боя: раздают приказы, понимая всю кухню только в теории.  У нас есть методички, которые создавались и переписывались веками. Время требует перемен, а администрацию все устраивает.  Нам многое досталось от СССР, правда, только плохое — бюрократия. Скажите, как ее применять? Каждый ребенок личность — к каждому нужен индивидуальный подход к обучению.

Методичка — филькина грамота и разработана для штамповки «копий» людей.

Если все врачи лечили по бумажке — представьте, сколько бы людей погибло за месяц? Человеческий ум гибок, но мир хитрее, иногда нужно обойти систему, чтобы сделать все правильно. В нашей стране учителя делают не то, на что учились. Очень многое делается для галочки и не отвечает на вопрос «как это поможет учебному процессу?»: без бумажки  ты — букашка. Труд обесценен.

Сколько нам платят?

Наша зарплата варьируется от 200 руб. до 1300 руб., если верить республиканскому банку вакансий. Одно скажу: мы получаем меньше средней зарплаты, которую пропагандирует Белстат, даже с выслугой лет.  За классное руководство нам платят 17 руб. За проверку тетрадей (2 ч. в неделю) —  15 рублей: 10 стопок тетрадей в среднем — контрольные, тесты, домашнее задание. В классе по 22 человека, а бывает и больше, например 30.  Это ничтожная сумма, а 2 часа — короткое время для такого фронта работы. На одну стопку — 12 минут: перекладывание тетрадей с одного места в другое.  На методическую литературу ежемесячно государство выделяет 6 рублей с копейками. Но на канцелярские товары ни одной копейки не дадут.

Есть платные кружки. Они приносят в казну школы приличные деньги. Учителям за них платят гроши. Например, за месяц учитель заработал 400 рублей, школа заплатит ему 20 руб.  Премии сначала были фиксированные — 75 руб, потом 5% от зарплаты (25 руб.), а теперь и вовсе ничего не платят. И это повсеместно.

В наши обязанности входят «походы в гости» и звонки родителям. За это нет доплат. Хотя эта часть наиболее сложная как для родителей, так и для учителей. Система делает из НАС врагов: так на президентских выборах-2020 мы стали “заложниками результата”.

Вы думаете, у нас есть выбор? Нет. Нам приходится с этим жить.

Напутствие.

Не ищите «хорошую» школу — она даст знания вашему ребенку, но не поможет его воспитать — ищите хороших учителей.

                                                                                                                                Учитель: Олимпиада Ивановна

Специально для SPEKTR.BY от учителя Минской школы. Фамилия и имя были изменены: оригинал диалога в наличии у редакции.  

По теме

Почти 2000 медиков потеряла Беларусь из-за протестов

8 апреля ко Всемирному дню здоровья опубликовали шокирующую статистику по медикам в…

«Бегом в магазин». В Беларуси снова дорожает подсолнечное масло

7 апреля МАРТ анонсировал подорожание в магазинах подсолнечного масла на 15%. И…

МВД озвучило список силовиков из Bypol

4 апреля МВД озвучило список экс-силовиков, входящих в инициативу Bypol. Об этом…

Лукашенко приказал перерегистрировать НКО и фонды

6 апреля Лукашенко приказал перерегистрировать НКО, фонды и другие структуры. Зачем? По…

Караник об апологетах и «Живе Беларусь!»

Экс-министр здравоохранения Беларуси Владимир Караник в очередной раз решил блеснуть умом в…

Тихановская готова к переговорам с Лукашенко

Офис Светланы Тихановской, народного лидера, заявил о готовности к переговорам с Лукашенко.…

Украинский ведущий отказался участвовать в «Славянском базаре»

Еще один украинский ведущий отказался от участия в «Славянском базаре» в Витебске.…

Сколько белорусы задолжали банкам?

Стало известно о снижении общей задолженности по кредитам физлиц. Об этом свидетельствует…

Кризис близко? Нацбанк Беларуси спрогнозировал инфляцию на 2021 год

Национальный банк Беларуси спрогнозировал уровень инфляции на 2021 год. По подсчетам аналитиков,…