Межведомственная комиссия по международной торговле Украины решила ввести импортные пошлины на белорусскую технику.

Теперь пошлина составляет 35%, из-за чего Минск рискует не дополучить от $25 до $30 миллионов.  Более того, все это приведет к трансформации белорусского бизнеса.

Под пошлины попадут автобусы, грузовики с дизельными двигателями и полной массой 5-20 тон и более 20 т кроме автомобильных шасси. Пошлина распространяется на грузовой транспорт для аварийного ремонта, автокраны автомобили-уборщики для дорог, автогидроподъемники, машины для полива и автомобили-мастерские.

Отметим, что мера была предпринята Украиной в качестве ответа «на дискриминационные меры в отношении украинских автопроизводителей на белорусском рынке».

Ситуацию в белорусском автопроме  прокомментировал аналитик Украинского Института будущего Игорь Тышкевич.

По его мнению пошлины создадут ряд трудностей, в первую очередь финансовые: автобизнес будет вынужден трансформироваться. Однако белорусские авто не уйдут с украинского рынка.

Возникает вопрос: что же все-таки изменится?

Во-первых, совместные предприятия по сборке продукции на украинской территории. Это касается рынка троллейбусов. Например, тот же БКМ Украина собирает свои авто в Луцке. Почти отсутствуют прямые поставки собранных экземпляров.  Антидемпинговые пошлины не распространяются на комплектацию.

Во-вторых, изменится крупноузловая сборка грузовых машин. В постановлении по введению санкций есть пункт о пошлинах, которые не применяются в отношении «автомобильных шасси с кабиной».

Получается, что работающий бизнес Богдан-моторс продолжит развиваться без ограничений. Так же активизируются другие точки по сборке спецтехники на базе шасси МАЗ.

Если владельцы этого бизнеса применят адекватные подходы, то смогут заработать на нем.

«Остается вопрос с автобусами МАЗ – это ключевая тема и цель данного постановления. В отличие от другой техники, сборка автобусов не велась. Хотя, как ни парадоксально это звучит, но схема “прикрутить табличку и продать как местное” была впервые апробирована именно на автобусах в далёком 2011 году. Беларуским трейдерам придётся искать возможности создания сборочных мощностей в Украине. Теоретически, такой процесс можно завершить за 4-5 месяцев. За такой срок будет упущено не так много», — отмечает Игорь Тышкевич.

Стабилизация возможна и через уже существующую модель экспортного кредитования – программы, которые реализуются через украинские госбанки при покупке белоруской техники в кредит, компенсируют существенную часть учетной ставки НБУ в процентах по кредиту.

Правда, то, что раньше шло на увеличение прибыльности сделок, в настоящее время упор будут делать на сохранение объемов.

Однако Беларусь все равно может недополучить в 2021 году до  $25- $30 миллионов на украинском рынке автомобильной техники из-за падения реализации продукции.

«Эти объемы могут быть отыграны в случае локализации сборки на украинской территории. Вновь отсылка к кейсу с троллейбусами, которые два года назад, имея 30% рынка имели проблемы в виде фактического противодействия усилению позиций. Локализация позволила отхватить 70% рынка по результатам 2020 года.  Второй пример – МАЗ-Богдан с армейскими грузовиками. (процент их продукции в гособоронзаказе за 2020 год не буду озвучивать пока не появится официальная версия от руководства Украины). За 2019 год данные давал – они впечатляют и это больше 50%», — объясняет эксперт.

Пошлины не меньше ударят по украинскому рынку, поскольку аналогов по качеству и цене на рынке Украины, попросту нет.

Минск попытается искать варианты ответа, и найдет несколько возможностей.

Например, Беларусь может принять заградительные меры в отношении украинской продукции:  мясная продукция (куры), бобовые, другие продукты питания, идущие в розничную сеть либо перепродаваемые в Россию.  Как вариант — тележки и комплектация для ЖД техники.

«Насколько далеко зайдут стороны в пикировке, покажет время. Пока же могу констатировать, что политико-дипломатический обмен колкостями начал влиять на экономику. Когда политический аргумент становится ещё одним помощником лоббистов административных ограничений в экономической сфере. Об этом предупреждал ещё с сентября 2020 года», — в заключении сказал Игорь Тышкевич.

И поделился своим прогнозом:

«Сохранение конфликтного политико-дипломатического фона создаст серьёзные угрозы даже для сохранения объёмов взаимной торговли. Если стороны не выйдут на режим «разрядки ситуации» к сентябрю 2021, то общее падение товарооборота за 2021 год может составить порядка 5-6% с последующим проседанием ещё на 7-8% в 2022 году», — заключил украинский эксперт.

Фото: открытые источники

 

 

По теме

Евгений Лукьянов прокомментировал дело против Софии Сапеги

1 июня посол России в Беларуси Евгений Лукьянов прокомментировал дело против Софии…

Представительство Беларуси при ООН направило ноту протеста 8-ми странам

28 мая стало известно, что постоянное представительство Беларуси при ООН направило ноты…

Ryanair: разворот самолета —  «преднамеренный угон»

28 мая гендиректор Ryanair направил письмо в Департамент авиации Беларуси. В документе…

Украина официально закрыла воздушное пространство для самолетов из Беларуси

28 мая кабмин Украины официально закрыл воздушное пространство для самолетов из Беларуси.…

В Кремле рассказали, как санкции против Беларуси повлияют на экономику России

28 мая в Кремле прокомментировали ситуацию вокруг Беларуси.   Официальная Москва считает,…

Песков: Путин не извинялся перед Лукашенко за телефонный разговор

26 мая во время совещание в Овальном зале Лукашенко заявил, что Путин…

Литва: режим Лукашенко угрожает безопасности ЕС

27 мая стало известно, что Литва усилит охрану границы с Беларусью. Это…

Турция не поддержала антибелорусские санкций от НАТО

27 мая стало известно, что Турция на саммите НАТО выступила против санкций…

ЕС вводит санкции против Беларуси

27 мая председатель Европейского совета Шарль Мишель сообщил о том, что ЕС…

Швейцария: сообщение о минировании Ryanair отправлено после разворота самолета на Минск

27 мая в  Швейцарии заявили, что сообщение о минировании рейса самолета Ryanair…